Число россиян, которые ходят на выборы, чтобы исполнить свой гражданский долг, за последние годы сократилось на 20%. Многие делают это просто по привычке, свидетельствует опрос Левада-Центра. По мнению экспертов, такие настроения на пользу властям – голосовать придут в основном лояльные избиратели.
Сейчас тех, кого зовет гражданский долг, лишь 39% против 59% в ноябре 2011 года. Участие в выборах – это уже и привычка – так говорит 21% респондентов против 15% в 2011-м. А вот тех, кто считает, что на выборах можно выразить свою политическую позицию, теперь не 20, а 14%.
Как следует из опроса Левада-Центра, проведенного в конце июня, варианты «помочь партии попасть в Госдуму», «помешать какой-то из политструктур преодолеть барьер», «проявить свое участие в жизни страны» и тому подобные выбрали примерно по 10%. Причем значительно больше по сравнению с 2011-м стало затруднившихся – 16 против 1%. Об умонастроениях 2016 года наглядно свидетельствуют и пояснения респондентов о том, почему же они не хотят голосовать. Как оказалось, с 2011-го выросло количество тех, кто не верит никому из политиков, – 31% против 23. 30% считают, что от их голосования все равно ничего зависеть не будет. 14% уверены, что «все равно победит «Единая Россия». В меньшинстве такие объяснения отказа от прихода на участки, как «устал от политики» (12%), «не разбираюсь в политике» (11%), «депутаты занимаются только своими делами» (10%), «не выбрал, за кого голосовать» (8%), «выборы все равно будут нечестными» (7%), «Госдума не пользуется влиянием» (5%).
Несмотря на многообразие вариантов реакции 11% все-таки затруднились ответить. Впрочем, показательно, что ответа «не вижу партии, отражающей интересы», похоже, не выбрал никто. Во всяком случае, Левада-Центр показывает здесь 0%. Это означает, что проблема нынешних выборов кроется не в отсутствии интересных избирателю политструктур, а в общем недоверии к институту выборов.
И действительно, на вопрос социологов, «согласны ли вы с суждением о том, что ходить на выборы бесполезно», мнения распределились следующим образом: 39% согласны (полностью или частично), 48% «скорее» или «категорически не согласны», 13% не ответили. В ответ же на наводящий вопрос «а считают ли ваши близкие выборы в Госдуму важным событием?» 55% сообщили, что не считают, 33% сказали об их важности. Симптоматично, что 13% опять не ответили ни да, ни нет.
В пользу того, что новая Госдума будет отображать интересы общества, высказались 40% респондентов. 39% в это не верят, а каждый пятый просто не знает, что тут и ответить.
Замгендиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин пояснил «НГ», что ценность института выборов в глазах россиян падает наряду со снижением политической конкуренции: «Интрига выборов испарилась, за последние годы системные парламентские партии голосуют примерно одинаково и демонстрируют одну точку зрения по ключевым для Кремля вопросам». Поэтому, резюмирует эксперт, люди и не видят для себя смысла участвовать в такой политической жизни. Кроме того, критическое отношение к институту выборов сложилось в 2011–2012 годах, когда подозрения в фальсификации их результатов привело к многотысячным акциям протеста. С тех пор, по словам Гражданкина, ценности партийной борьбы в глазах населения серьезно дискредитированы.
Кремлю ситуация с низкой явкой и низким интересом к выборам выгодна, уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Лояльный власти электорат на выборы придет, коммунисты придут. А вот другие электоральные группы, которые симпатизируют оппозиции, но как раз не верят в реальную альтернативу, могут и не прийти. И власти это очень удобно и приятно», – считает он.
На вопрос «НГ», о какой тогда конкурентности, открытости и легитимности выборов можно говорить, если в них не верит почти половина россиян, эксперт пояснил: мол, власть сделала некие поблажки для оппозиции и на этом свою миссию считает выполненной. «Кремль исходит из того, что созданы более приличные условия, нежели в 2011 году, но понятно, что сам он не будет работать на оппозицию», – отметил Макаркин. То есть, по его словам, власти заняли такую позицию: агитируйте, завлекайте – вот вам конкуренция из 14 партий, ПАРНАС зарегистрировали, Владимира Рыжкова к выборам допустили, подсчет голосов будет честный, но результат-то оппозиции никто не собирается гарантировать.