По сравнению с мартом 2014 года на 5% стало меньше тех, кто узнает новости по телевидению. Доля тех, кто доверяет ему как источнику информации, уменьшилась на 9%. Это показал ноябрьский опрос «Левада-центра». Одним из самых популярных и самых надежных источников информации для граждан остаются знакомые.
Телевидение остается основным источником информации, следует из опроса, который был проведен 20-23 ноября. Оттуда «о новостях в стране и мире» узнают сейчас 85% респондентов «Левада-центра». В марте 2014 года число смотрящих телевизор было больше — 90% опрошенных. При разнице 5% этот источник информации используют практически все, говорит эксперт «Левада-центра» Алексей Левинсон. Реже всего смотрят телевизор те, кто не одобряет деятельность власти, граждане с высшим образованием, потребительским статусом выше среднего, а также пользователи интернета. Но ни в одной из этих групп доля тех, кто использует телевидение как один из источников информации, не опускается ниже 75%.
При этом за полтора года с 19% до 13% сократилась доля тех, кто получает новости из газет, с 18% до 13% — из радиопередач, с 5% до 2% — из журналов. По сравнению с этими традиционными источниками информации гораздо популярнее альтернативы — «друзья, родные, соседи», от которых узнают новости 24% (год назад — 25%), а также интернет-издания (хотя их распространение среди опрошенных сократилось с 24% до 21%). Портрет читателя интернет-СМИ не похож на портрет телезрителя. Интернет-издания чаще читают те, кто не одобряет деятельность Владимира Путина (в 24% случаев), люди с высшим образованием и высоким потребительским статусом.
Как источнику новостей телевидению стали доверять меньше: сейчас — 41% вместо 50% в 2014 году. Причем среди тех, кто не одобряет работу президента, доверие к телевидению осталось у 29% граждан. На фоне всех остальных источников информации не упало доверие только к знакомым и соцсетям, выросло с 1% до 2% число тех, кто доверяет журналам, и с 4% до 8% — тех, кто «никому не доверяет», следует из опроса «Левада-центра». Падение уровня доверия к телевидению Алексей Левинсон объясняет «торможением посткрымской эйфории»: «Массмедиа, которые эту эйфорию поддерживали, гражданам уже не так интересны». Операция в Сирии, по его словам, не та вещь, по поводу которой возможен «такой же высокий консенсус».
«Спросите любого депутата, любую бабушку у подъезда — любой скажет, что телевидение врет»,— заявил «Ъ» первый зампред думского комитета по информационной политике справоросс Андрей Туманов. Отношение граждан могла усугубить информационная война, не исключает депутат: «Пропаганда нужна во время информационной войны, но она должна быть талантливой». Однако на телевидении много журналистов-непрофессионалов, а «телевизионное начальство недооценивает народ», говорит Андрей Туманов. Не учитывается и то, что «появилось много других источников», которые теперь конкурируют с телевидением и по которым можно проверить его информацию.