Россияне потеплели к мигрантам
Рекордное число россиян стало лояльно относиться к нелегальным иммигрантам, свидетельствует опрос Левада-Ц?ентра. Двое из пяти (41%) опрошенных социологами в августе считают, что незаконно находящихся в стране иммигрантов из стран ближнего зарубежья нужно легализовать, помочь им получить работу и ассимилироваться в России. Подобный уровень лояльности беспрецедентен — в прошлом году этот вариант ответа выбрали в два раза меньше респондентов (19%???), с 2006 года этот показатель колебался между 15–35%.
Примерно столько же опрошенных (43%), отвечая на вопрос социологов, что следует делать с нелегальными иммигрантами, сказали, что их нужно выдворять за пределы России, — но для этого варианта ответа это рекордно низкий показатель. С 2006 года о депортации предпочитали говорить не менее 50% респондентов. Год назад число сторонников полицейских мер было больше на 21% (64%), а в 2013 году Левада-Центр зафиксировал рекордные 73% считавших необходимой депортацию нелегалов.
Социологи сравнивают последние данные с показателями 2013 года, когда они фиксировали критический уровень межнациональной и межконфессиональной напряженности. Кроме того, ситуация кардинально изменилась после событий на Украине, пришедшихся на 2014 год.
Также снизилась доля людей, высказывающихся за ограничения на проживание для различных наций в России. Каждый четвертый россиянин (25%) полагает, что никаких ограничений вводить не стоит. В последний раз такая цифра фиксировалась социологами девять лет назад, а в 2013 году только каждый десятый опрошенный был против ограничений. На 10 пунктов (с 78 до 68%) по сравнению с 2013 годом уменьшилась доля опрошенных, считающих, что российское правительство должно пытаться ограничить приток приезжих. Заметно упало с 2006 года число россиян, желающих ограничить проживание на территории России выходцев с Кавказа. За это выступает треть опрошенных (29%), в то время как в прошлом году за ограничения высказывались 38%, а в 2013 году больше половины респондентов (54%).
С прошлого года среди россиян сохраняется уверенность, что сейчас в России невозможны массовые кровопролитные столкновения на национальной почве. Так считают 65% опрошенных социологами (в 2014 году — 66%). Эта показатель более чем в два раза превышает данные 2013 года, когда не допускали возможность межэтнических столкновений только 29% респондентов.
Изменение настроений россиян является результатом снятия вопросов, связанных с миграцией, из публичной повестки — на это играют отсутствие громких происшествий на национальной почве, снижение числа телепередач, негативно характеризующих мигрантов, в целом снижение внимания СМИ к тематике, пишут социологи Левада-Центра в комментарии к опросу. Кроме того, отмечают они, играет роль частичное замещение привычного объекта ксенофобских нападок последних лет («выходцев из южных республик») новыми или «реанимированными» категориями — «фашистами» и «американской угрозой» на восточной Украине.
«Несмотря на видимую стабилизацию ситуации в сфере межнациональных отношений, изоляционистские установки сохраняются, а враждебность по отношению к «другим» перешла в спящий режим безразличия… Общественное сознание далеко от состояния, именуемого в советский период «дружбой народов», — подчеркивают эксперты Левада-Центра.
Данные опроса демонстрируют, что россияне в целом стали безразличнее к представителям других национальностей, говорит РБК руководитель центра «Сова», член президентского Совета по правам человека Александр Верховский. «И это хороший показатель, поскольку чем меньше эмоций, тем больше работает голова. Вопрос только в том, насколько стабилен окажется этот уровень безразличия», — рассуждает эксперт.
И полюбили сами себя
С другой стороны, впервые с 2000 года так высока доля россиян, уверенных, что русские — совершенно особый народ. В августе этот вариант ответа выбрали 40% опрошенных — самая высокая цифра за 15 лет. То, что русские — такой же народ, как другие, верят 57% россиян, тогда как в начале прошлого десятилетия так считали 63%. «Представление о привилегированном положении народа, в данном случае русских, могут подпитываться мифологемами «особости»: особого пути, цивилизационного кода, исторического пути», — комментируют данные социологи.
Слово «национализм» за последние шесть лет стали воспринимать положительно в два раза больше людей. Если в 2009 году «в целом положительно» к нему относились 9% респондентов, то сейчас уже каждый пятый опрошенный (20%). Доля отрицательно воспринимающих само понятие «национализм» за шесть лет снизилась на 11%: если в 2009 году этот вариант выбирали три четверти россиян (75%), то сейчас 64%.
Социологи отмечают, что наиболее высоко число тех, кто позитивно воспринимает данный термин, среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. «Негативный окрас «национализма», бытовавший в советское время и в начальный постсоветский период (когда бывшие республики СССР формировали свои национальные государства, что воспринималось болезненно), в 2000-х годах сменился политикой собственного нацстроительства, а сам термин и его производные (национальное государство, многонациональная российская нация и пр.) прочно вошли в политический лексикон руководителей страны. Можно предположить, что молодежь чаще других категорий населения воспринимает «национальное» как синоним гражданского, государственного (в рамках европейской традиции), а об этнической нагрузке национализма в советское время они мало что знают», — объясняют эксперты.
Идеологическая накачка об «особом пути» имеет давние корни, а нынешнее увеличение доли россиян, считающих себя особым народом, подпитывается пропагандой государственных СМИ в связи с событиями на Украине, отмечает Верховский. «Это мнение русских о себе отвлеченное, оно не предполагает конкретных действий в дальнейшем», — полагает эксперт.