Исследование основано на данных регулярных общероссийских опросов Центра, репрезентативных для взрослого населения страны. Для интерпретации результатов привлекались результаты фокус-групп, проведенных в ноябре 2014 г. – мае 2015 г.
Основные выводы исследования
Для большинства населения «демократия» представляется очень размытым, хотя и позитивным понятием, обозначающим общественное устройство, при котором власть удовлетворяет минимальные требования населения. Отрицательные ассоциации «демократии» с «хаосом 90-х», анархией и беспорядками наблюдаются лишь у незначитель- ной части населения. Количество людей, в представлении которых «демократия» была бы связана с процедурами, обеспечивающими подотчетность власти обществу, сегодня не превышает одной пятой населения, и эта доля снижалась на протяжении нескольких последних лет.
При этом можно говорить о нарастающем нежелании населения использовать инструменты, позволяющие держать власть подотчетной обществу. Это можно связать с последовательными усилиями власти по дискредитации протестов (как несущих угрозу социальному порядку), некоммерческих мониторинговых организаций (как иностранных агентов). В отношении выборов преобладает убежденность в их нечестности и бесполезности, неспособности изменить жизнь людей к лучшему. Нарастает ощущение незащищенности от властного произвола, сложившееся положение вещей воспринимается как хоть и приемлемое, но несправедливое. При таких установках и оценках текущей ситуации населением говорить о демократичности российской политической системы не приходится (несмотря на то, что половина респондентов считают, что живут при демократии).
Основной стратегией населения во взаимоотношениях с властью можно назвать избегание и уклонение от лишних контактов, притом что около половины населения ощущают сильную зависимость от господдержки, а значит, и от власти. Это ведет одно- временно к цинизму и неприязни в отношениях с властью. Можно предположить, что неуважительное отношение к властям предержащим, подспудное представление о не- справедливости сложившихся взаимоотношений между властью и обществом, в случае ухудшения экономической ситуации (и по завершении эффекта от присоединения Кры- ма и противостояния с Западом) будут способствовать нарастанию общественного недо- вольства и делегитимизации политической системы.
В рамках исследования удалось уточнить аудиторию независимых российских СМИ. Можно говорить, что в масштабе всей страны доступ к независимым СМИ имеют около 30% респондентов, в Москве и крупных городах – около 60%. Именно в группах, использующих независимые источники на постоянной основе, наблюдается более скептическое отношение к Путину и его политике, однако и здесь на сегодняшний день преобладает одобрительное отношение. То есть значительное число людей знают иные мнения и оценки происходящего, например, на Востоке Украины, однако предпочитают не слышать и не замечать их. Объяснением тому может быть пьянящее ощущение того, что Россия (благодаря присоединению Крыма и войне санкций) вновь обрела статус ве- ликой державы. Разбираться в происходящем означало бы поставить это ощущение под сомнение.
По результатам исследования можно говорить о том, что в России на сегодняшний день сложилась довольно большая общественная сфера. Согласно нестрогой оценке, при которой учитывается любая общественная активность (в том числе досугового характера), сюда можно отнести до 60% россиян. При более строгой оценке (учитываются только «общественно полезная» и организованная активность) речь может идти о 40% населения. При этом общественная активность, напрямую направленная на обеспечение гражданского контроля за властью (правозащитники, экологи, наблюдатели на выборах и проч., иными словами, те, кто сегодня испытывает на себе давление государства), объединяет не более 9-10% населения. Проблемы этой части гражданского общества поэтому не видны населению в целом. Однако для прогнозирования дальнейшего общественного развития важно учитывать всю совокупность ассоциаций, организаций, групп и движений, потому что даже в дворовых футбольных командах и хоровых кружках идет медленное построение социального капитала. Спорадические проявления гражданской солидарности (во время пожаров, наводнений, гражданских протестов) во многом становятся возможными благодаря этой скромной невидимой работе.
Наконец, исследование в очередной раз зафиксировало, что непосредственно демократические права и свободы являются ценностью для небольшой группы граждан (не более пятой части населения). Примерно столько же отмечают нарушения права на справедливый суд и остальные гражданские права. При этом группа «рассерженных горожан», которых волнуют несколько социально-политических проблем одновременно, в масштабе всей страны составляет не более 7% населения (в крупных городах она достигает 25%). Большинство населения, в первую очередь, волнуют общие социально-эко- номические проблемы. Это не значит, что партии и политики, для которых демократи- ческие ценности являются значимыми, должны сегодня отказаться от своих убеждений. Однако необходимо понять, что без апелляции к широким слоям населения (к которым сегодня, кроме власти, почти никто не обращается) специфические лозунги останутся невыполненными, а политические игроки, которые пренебрегают интересами широких слоев населения, останутся маргинальными.
Денис ВОЛКОВ, Степан ГОНЧАРОВ
См. полный текст отчета здесь
Более глубокий анализ будет доступен в ближайшем номере «Вестника общественного мнения»