Антизападная риторика и пропаганда, как оказалось, лишь немного затронули российскую молодежь. Большинство подрастающего поколения, хотя и относится к Западу прохладно, считает, что нынешние сложности в отношениях с ним вызваны лишь событиями вокруг Крыма и Украины. Эта часть нашего общества больше других верит в постепенную нормализацию отношений и не так сильно опасается новой холодной войны, свидетельствует исследование Левада-Центра.
После конфликта России и Запада из-за Украины и Крыма все «постепенно будет спущено на тормозах», считают более половины (51,6%) опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет. Только треть (33,2%) прогнозирует новый виток холодной войны, хотя затруднились ответить 15,2%.
Другие возрастные категории более пессимистичны в своих оценках. К примеру, среди людей от 40 до 54 лет большинство (51,7%), напротив, предсказывает усиление конфронтации, в то время как нормализации ожидают менее 40% из них.
Исследование Левада-Центра показывает, что российская молодежь никак не воспринимает Запад в качестве противника. Скорее тут речь идет о четком разделении его с Россией: относительное большинство (44,4%) назвали Запад «другой цивилизацией, чужим миром со своими законами и отношениями между людьми». Примерно одинаковое количество оказалось тех, для которых Запад – не более чем элемент географического обозначения (19,3%), и тех, для кого этот термин обозначает «враждебные государства и политические силы», которые останутся таковыми всегда (19,1%). Четверть (24,2%), напротив, считает, что Запад – это «самые обеспеченные и благополучные страны, где люди живут хорошо и спокойно». Между прочим, среди молодежи от 18 до 24 лет только 12,2% считают страны Европы и США «холодным миром с формальными, эгоистичными отношениями между людьми». В других возрастных категориях этот вариант ответа собирает по 20% и более. То есть о Западе как враге речь не идет, но и особо дружественным считают его немногие молодые люди. Например, 70,7 респондента уверены, что Россия должна продолжать свою политику, невзирая на санкции. Искать компромиссы предлагает каждый пятый (22,3%) – и тут взгляды молодежи от мнения всего остального населения страны ничем не отличаются.
В риторику холодной войны молодые не слишком верят, но 37,8% из них все-таки полагают, что к Западу в России относятся «без особых чувств». Это, кстати, самый высокий показатель среди всех возрастов. 21,3% считают, что мы смотрим на западные государства с уважением. Впрочем, считают молодые, Запад холоден и к нам: о том, что там к России не испытывают особых чувств, сказали 19,7% опрошенных. И это тоже самый большой показатель среди всех возрастов. Мнение молодежи вообще разделилось на такие части: 18,5% – на Западе к нам относятся с тревогой, 17,8% – со страхом, 16,6 % – с презрением. В меньшинстве остались те, кто уверен, что нас уважают (12,5%) или нам сочувствуют (3%).
Гендиректор Левада-Центра Лев Гудков сказал «НГ», что российская молодежь в целом аполитична: она настроена на хорошие отношения с Западом, даже несмотря на преобладающие пропутинские взгляды. «Конечно, городская и сельская молодежь различается в этом отношении. Но в целом молодые понимают, что научные, культурные и другие хорошие достижения идут в основном от Запада», – объяснил эксперт. Кроме того, если у многих пожилых есть понимание, может быть, горестное, что «мы так жить уже не будем» – отчего и присутствует ненависть к Западу, то у молодых такого ощущения нет. Но об улучшении отношений с Америкой и Европой в дальнейшем это вовсе не говорит: «Мы так думали еще в 90-х, когда у молодежи преобладали либеральные идеи. К концу 90-х стало ясно, что дело не в том, какие ценности у молодого россиянина изначально, а в том, что с ними делают государственные институты, включая телепропаганду». Правда, эта пропаганда влияет на молодых в меньшей степени, чем на другие возрастные группы, утверждает эксперт: «Молодые меньше смотрят телевизор и используют больше источников информации, особенно в Интернете». А там, мол, плюрализм мнений больше.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что сегодня в российском обществе существует «антизападный консенсус», связанный с тем, что все происходящее воспринимается как самоутверждение страны: «Под самоутверждением понимается возможность «плюнуть в лицо Америке» – то есть мы им плюем, а они ничего не могут сделать. Это чувство связано не только с пропагандой, но и с тем, что россиянам хочется жить в стране сильной и влиятельной». Критически настроенная по отношению к Западу молодежь, уверен Макаркин, мыслит категориями «почему американцам разрешено воевать в Ираке, а нам запрещено возвращать Крым?». А чем человек старше, тем сильнее этот общий взгляд накладывается на «травмирующий эффект от распада СССР», которого, между прочим, у людей молодого возраста нет: «У них нет ощущения компенсации за огромную обиду, которая была нанесена развалом СССР. И если более старшее поколение воспринимает это как великое противостояние, то молодые воспринимают это просто как конфликт стран». Кроме этого эксперт отметил, что желание уехать на Запад и нелюбовь к нему сегодня наблюдаются сразу у нескольких возрастных групп: «С одной стороны, ты можешь не любить Запад, с другой – там можно заработать и реализовать себя. Люди симпатизируют своей стране, но не считают ее пригодной для жизни».