Руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра Марина Красильникова о том, почему боевой настрой россиян не падает с ростом цен в магазинах.
Кризисные настроения усилились прошлой осенью, продолжались вплоть до января, но весной приостановились. Надолго ли — станет ясно только в начале лета, когда утихнет весенний рост оптимизма. В начале весны всегда происходит сезонное улучшение настроения.
Субъективные общественные настроения напрямую связаны с объективными экономическими факторами, в первую очередь — с доходами населения и с инфляцией.
И хотя доходы снижаются, в феврале проходит ежегодная индексация пенсий, а это объективный сезонный источник оптимизма значительной части общества: пенсию в России получают десятки миллионов. Именно поэтому рост потребительских и финансовых настроений отмечается в основном у опрошенных старших возрастов.
Впрочем, улучшение субъективных потребительских настроений не всегда связано с ростом доходов. Разрыв между объективными обстоятельствами и субъективными настроениями зависит от степени свободы потребительского поведения человека. Сколько у него остается денег, которые он может тратить по своему усмотрению? То есть таких, которые остаются после трат на питание, жилье и необходимую одежду. Согласно нашим исследованиям, примерно треть российского населения обладает потребительской свободой. Это люди, которые могут без существенной экономии заменить товары длительного пользования: например, сломался холодильник — ты просто пошел и купил. Потребительские настроения и поведение этой группы влияют на показатели розничного товарооборота в наибольшей степени. В свою очередь, розничный товарооборот — это огромная часть ВВП, таким образом, субъективные настроения 100 с лишним миллионов российских жителей так или иначе влияют на ВВП страны.
Индекс потребительских настроений отражает представления людей о том, как изменится их материальное положение, подходящее ли сейчас время для крупных покупок и что будет с экономикой страны в ближайшие годы. Один из вопросов индекса: «Как изменится материальное положение вашей семьи в ближайший год?» В марте, пару недель назад, только 11% опрошенных сказали, что материальное положение их семьи скорее улучшится. 35% опрошенных предположили, что ухудшится. Основная часть опрошенных — 46% — надеются, что материальное положение их семьи не изменится. Есть и другой традиционный вопрос, больше политический: «Как вы думаете, идут ли дела страны в правильном направлении?» На него две трети опрошенных (но не три четверти, как у ВЦИОМ) отвечают положительно. Но это очень общий вопрос, и ответы на него сильно зависят от патриотического воодушевления.
Реальная динамика цен в связи с кризисом оказалась менее катастрофичной, чем люди предполагали в декабре, и в феврале инфляционные ожидания немного успокоились. У нас сформировались настолько высокие инфляционные ожидания, что для начала паники инфляция должна происходить в разы быстрее. Поэтому общественные настроения в целом не идут на спад, и про Крым еще не забывают.
Гораздо более сильным и чувствительным негативным фактором для россиян является неблагоприятная обстановка на рынке труда. Невыплата зарплат, сокращения, рост безработицы могут серьезно сказаться на настроениях общества. Рост безработицы на 3% будет иметь существенно больший эффект, чем рост инфляции на 6%. Мы привыкли жить в условиях высокой инфляции не одно десятилетие, а по-настоящему высокого уровня безработицы в нашей стране не было. Были, но уже, к счастью, забылись периоды невыплаты заработной платы, но масштаб этого явления не превышал уровня конца 90-х годов. На меня произвела впечатление забастовка рабочих космодрома «Восточный», связанная с задержкой зарплат. Руководство нашей страны всерьез относится к этому и очень внимательно следит за ситуацией, опасаясь взрывоопасных инцидентов.
Сейчас страна переживает экономический кризис. Находимся ли мы на дне кризиса, мы пока не знаем, но, в любом случае, мой опыт наблюдения за динамикой общественных настроений говорит о том, что в кризис общество склонно сплачиваться вокруг руководства страны — это дополнительный фактор, поддерживающий высокие рейтинги Путина. Это явление общественного сознания краткосрочно, и мы можем его наблюдать только в период прохождения кризисного дна. Долго это продлиться не может, хотя и на дне кризиса страна тоже находится недолго.
Нарастание международной изоляции тоже способствует сплачиванию общества вокруг руководства страны, поскольку изоляция переключает внимание общества на внешнего врага и внешние обстоятельства. Если ограничения снять, оценка положения дел в стране и действий ее руководства в рамках экономической политики будет более трезвой и рациональной.