Три четверти опрошенных ожидают, что цены продолжат расти – половина уверены, что теми же темпами, и четверть опрошенных считают, что цены будут расти быстрее, чем сейчас. Большая часть опрошенных отметили рост цен за прошедший год на уровне 15-30%, четверть – на уровне 30-50%. Около четверти опрошенных приходилось отказываться от покупки продуктов питания из-за нехватки денег, треть из-за этого отказывались от покупки одежды/обуви, и более половины — от крупных покупок для дома.
Четверо из десяти опрошенных отметили, что за последний год цены выросли в среднем на 15-30%. Еще 20% считают, что цены за год выросли менее чем на 15%.
При этом, половина опрошенных (51%), ожидают, что темпы роста цен в ближайшие месяцы сохранятся, а четверть опрошенных (24%) думают, что они ускорятся. В целом, за последние полгода снизились на 10 п.п. ожидания увеличения темпов роста цен на потребительские товары.
О том, что в последние годы россияне привыкли к своему материальному положению, говорит такой показатель как доля людей, отказавшихся от ранее запланированных покупок из-за нехватки денег: снижается доля тех, кто говорит, что приходилось отказываться от каких-либо покупок с августа 2021 года. В то же время, доля тех кто отказался от необходимых продуктов питания снизилась на 14 п.п., но все еще составляет 25% опрошенных, от необходимой одежды и обуви вынуждены были отказаться треть опрошенных (34%), и более половины опрошенных сказали, что отказались от необходимых крупных покупок.
Реже всего говорят об отказе в покупке продуктов питания молодежь (18-24 года) – 12%, тогда как в каждой из более старших возрастных групп сталкивались около четверти (25 – 27%) опрошенных.
Стоит отметить, что даже среди опрошенных с наиболее высоким потребительским статусом (на основании вопроса «к какой группе Вы бы могли себя отнести?»), т.е. те, кто может позволить себе покупку товаров длительного пользования, 11% сказали, что имели опыт отказа от покупки необходимых продуктов питания.
Приходилось за последние 6 месяцев из-за нехватки денег отказываться от покупки… (в %% от всех опрошенных) (таблица)
08.2021 | 04.2022 | 03.2023 | 08.2023 | 12.2023 | 06.2024 | |
необходимых продуктов питания | 39 | 28 | 29 | 25 | 28 | 25 |
необходимой одежды и обуви | 52 | 35 | 39 | 35 | 38 | 34 |
необходимых крупных покупок для дома | 71 | 53 | 56 | 56 | 57 | 55 |
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен с 20 по 27 июня 2024 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1627 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа. Массив данных взвешивается по полу, возрасту, уровню образования по каждому типу населенного пункта (крупные города, средние города, малые города, село) внутри каждого ФО независимо, в соответствии с данными Росстата.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
Подробнее о методологии