Четверо из пяти россиян выходят в интернет ежедневно (в 2001 году — всего 2%). Чаще всего это молодые опрошенные, но количество пользователей старшего возраста растет. Две трети опрошенных регулярно пользуются соцсетями, с 2011 года эта доля утроилась. Самые популярные социальные сети – ВКонтакте и YouTube, их аудитория продолжает увеличиваться (например, аудитория VK за 13 лет выросла в три раза). 80% опрошенных пользуются мессенджерами, за 8 лет это число удвоилось. Наиболее популярны Whatsapp и Telegram, их аудитория растет. Четверть россиян пользуются VPN-сервисами хотя бы время от времени, на протяжении последних двух лет их доля практически не меняется.
Доля регулярных интернет-пользователей (те, кто выходит в интернет “каждый день” или “несколько раз в неделю”) продолжает увеличиваться и марте 2024 года достигла своих максимальных значений – 81%. В 2001 году таких было всего 2%.
Как часто Вы, в среднем, выходите в интернет? (таблица)
ноя.15 | сен.16 | дек.17 | ноя.18 | ноя.19 | мар.22 | апр.22 | мар.23 | мар.24 | |
Ежедневно/практически ежедневно | 43 | 44 | 49 | 57 | 65 | 68 | 70 | 72 | 74 |
Несколько раз в неделю | 19 | 19 | 17 | 11 | 10 | 8 | 8 | 6 | 6 |
Примерно 1 раз в неделю | 7 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Реже 1 раза в неделю | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Никогда | 27 | 27 | 26 | 25 | 19 | 19 | 17 | 16 | 15 |
На сегодняшний день 81% россиян посещают интернет ежедневно, в 2001 году таких было 2%. Доля ежедневных интернет-пользователей медленно растет во всех возрастных группах, так, среди опрошенных до 24 лет таких стало 98% (в марте 2023 года – 95%), в группе 25-39 лет – 93% (в марте 2023 года – 91%), среди респондентов 40-54 года таких стало 82% (в марте 2023 года – 78%), в группе 55 лет и старше – 49% (в марте 2023 года – 48%).
Как часто Вы, в среднем, выходите в интернет? Доля ответов «Ежедневно/практически ежедневно» по возрастным группам (таблица)
ноя.15 | сен.16 | дек.17 | ноя.18 | ноя.19 | мар.22 | апр.22 | мар.23 | мар.24 | |
Население в целом | 43 | 44 | 49 | 57 | 65 | 68 | 70 | 72 | 74 |
18-24 года | 81 | 86 | 92 | 92 | 94 | 89 | 95 | 95 | 98 |
25-39 года | 62 | 64 | 73 | 83 | 89 | 91 | 92 | 91 | 93 |
40-54 года | 39 | 37 | 49 | 59 | 69 | 76 | 73 | 78 | 82 |
55 лет и старше | 11 | 13 | 16 | 26 | 34 | 40 | 44 | 48 | 49 |
Социальные сети
В марте этого года число пользователей социальными сетями достигло максимальных значений – 75% опрошенных (из них 59% посещают ежедневно или практически ежедневно, ещё по 8% респондентов заходят на странички в социальных сетях несколько раз в неделю или раз в неделю и реже). Каждый четвёртый опрошенный (25%) вообще не пользуется соцсетями, за 11 лет эта доля сократилась почти в 2 раза (в 2013 году таких начитывалось 44%). Аудитория социальных сетей активно увеличивалась с 2011 по 2021 год, после чего рост замедлился и почти остановился.
Доля тех, кто посещает социальные сети ежедневно или почти ежедневно, существенно выше среди молодых опрошенных в возрасте до 24 лет (89%), более обеспеченных (68%, кто может позволить товары длительного пользования) и образованных (65% тех, у кого есть высшее образование) респондентов.
Заметно реже посещают соцсети старшие возрастные группы (31% среди опрошенных 55 лет и старше), респонденты со средним образованием и ниже (51%), опрошенные, которым едва хватает денег на еду (40%).
Самыми популярными социальными сетями в России являются ВКонтакте и YouTube. Доля пользователей ВКонтакте с 2011 года выросла с 17% до 50% от общего числа респондентов. Аудитория YouTube (Ютуб) с 2018 года выросла более чем в два раза — с 15% до 37%.
Аудитория Одноклассников, напротив, сокращается на протяжении последних 8 лет – 25% (44% в марте 2016 года).
Также продолжается сокращение числа пользователей социальных сетей, заблокированных на территории России. Так аудитория TikTok (Тик-Ток) сократилась до 20% (24% в марте 2022 года), Instagram* – до 14% (31% в 2021 году), Facebook* — до 1% (9% в 2021 году), Х (Твиттер) – до 1% (3% в марте 2021 года).
Какие «социальные сети» Вы посещаете? (таблица)
Август 2011 | Октябрь 2012 | Июль 2013 | Март 2014 | Август 2014 | Август 2015 | Март 2016 | Март 2017 | Октябрь 2017 | Декабрь 2017 | Апрель 2018 | Август 2018 | Март 2020 | Январь 2021 | Март 2022 | Апрель 2022 | Март 2023 | Март 2024 | |
Вконтакте | 17 | 27 | 33 | 33 | 32 | 35 | 36 | 40 | 39 | 38 | 35 | 38 | 45 | 43 | 46 | 47 | 47 | 50 |
YouTube (Ютуб) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 15 | 22 | 30 | 35 | 33 | 34 | 34 | 37 |
Одноклассники | 26 | 35 | 43 | 45 | 44 | 44 | 44 | 43 | 42 | 37 | 35 | 33 | 31 | 31 | 28 | 29 | 27 | 25 |
Tik Tok (Тик Ток) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 5 | 14 | 24 | 23 | 21 | 20 |
Instagram* (Инстаграм) | — | — | — | 2 | 3 | 5 | 6 | 11 | 16 | 13 | 14 | 17 | 28 | 31 | 16 | 15 | 15 | 14 |
Дзен (Яндекс-Дзен) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 9 | 9 |
RuTube.ru (РуТуб) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 | 3 |
Facebook* (Фэйсбук) | 3 | 6 | 10 | 11 | 9 | 9 | 11 | 12 | 12 | 12 | 9 | 8 | 10 | 9 | 4 | 4 | 3 | 2 |
Мой мир на Mail.ru (Мэйл Ру) | 11 | 12 | 17 | 14 | 11 | 10 | 8 | 7 | 9 | 6 | 5 | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Х (Твиттер) | 1 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 7 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Самые молодые респонденты (до 24 лет) чаще представителей других возрастных групп посещают YouTube (62%), TikTok (39%) и Instagram* (28%). Среди старших возрастных групп (55 лет и старше) большей популярностью пользуется соцсеть “Одноклассники» – 53%, и Дзен (Яндекс-дзен) – 17%.
Мессенджеры
Большинство россиян (80%) используют мессенджеры (в 2016 году было 35%). Самыми популярными мессенджерами в России остаются WhatsApp и Telegram. WhatsApp пользуется 72% опрошенных (в феврале 2016 года – 17%), Telegram – 51% респондентов (21% в марте 2021 года). Однако, если Telegram для звонков и обмена сообщениями использует каждый второй опрошенный (51%), то получают новости из Telegram-каналов вдвое меньше – каждый четвёртый (24% респондентов). Одновременно с этим заметен тренд на снижение аудитории Viber (21%), пик популярности которого пришёлся на весну 2021 года, тогда им пользовался почти каждый третий (31%).
Молодёжь пользуется мессенджерами заметно активнее, чем более старшие россияне. Среди респондентов 18-24 лет 85% пользуются Telegram, 82% – WhatsApp, 37% – ВКонтакте. Среди опрошенных возрастной группы 55 лет и старше 41% совсем не пользуются приложениями для мобильных телефонов для совершения звонков и обмена сообщениями.
Сервисы VPN
В марте этого года регулярно сталкивались с невозможностью получить доступ к привычнм цифровым сервисам только 3% опрошенных, несколько раз – 11%, ещё 8% – 1-2 раза за месяц, 78% респондентов не сталкивались с такими проблемами вовсе. За последние два года практически вдвое снизилось число россиян, сталкивающихся с такого рода проблемами (37% в марте 2022 года).
Наибольшая доля тех, кто встречался с такими проблемами, представлена в возрастной группе 18-24 года (34%), а также среди тех, кто не одобряет деятельность В. Путина на посту президента (30%). Реже всего с такими проблемами сталкивались респонденты 55 лет и старше (13%), а также те, кто одобряет деятельность действующего президента (18%).
Постепенно растет доля респондентов, осведомленных о VPN-сервисах. Однако число пользователей этими сервисами с 2022 года не изменилась — четверть россиян используют VPN для беспрепятственного доступа к Интернет-ресурсам (в том числе 11% — регулярно используют, а 14% — иногда). Около трети (36%) знают о таких сервисах, но не используют их, примерно столько же (37%) в первый раз слышат о VPN и их число постепенно снижается (в марте 2022 года таких было 46%).
Чаще всего сервисы VPN используют респонденты 18-24 лет (45%), опрошенные, которые могут позволить себе покупку товаров длительного пользования (30%), не одобряющие деятельность В. Путина на посту президента (32%), жители средних и крупных городов, а также Москвы (20% среди жителей городов с населением от 100 до 500 тыс. человек, 26% — более 500 тысяч человек, 26% — Москвы). Реже всего – опрошенные 55 лет и старше (8%), сельские жители (19%), респонденты, которым едва хватает на еду (10%),одобряющие деятельность нынешнего президента (24%).
*Компания Meta, владеющая соцсетями Facebook и Instagram, объявлена в РФ экстремистской организацией, её деятельность запрещена.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 21 по 27 марта 2024 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1628 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа. Массив данных взвешивается по полу, возрасту, уровню образования по каждому типу населенного пункта (крупные города, средние города, малые города, село) внутри каждого ФО независимо, в соответствии с данными Росстата.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
Подробнее о методологии