Телевидение остаётся главным источником информации по охвату аудитории и доверию россиян. При этом совокупная аудитория разнообразных источников новостей в интернете превысила аудиторию телевизионных новостей. Из интернета новости чаще получают более молодые, образованные и обеспеченные респонденты. Новости по телевидению чаще смотрят люди старшего возраста, а также менее обеспеченные и менее образованные респонденты. Аудитория телеграм-каналов после резкого роста в 2022 году стабилизировалась на уровне четверти населения страны. Аудитория видеоблогов медленно увеличивается, однако большинство респондентов их не смотрит. Самыми популярными журналистами, ведущими общественно-политических программ стали В. Соловьев, О. Скабеева, Е. Попов, М. Симоньян и Д. Киселев. Независимые блогеры и журналисты теряют аудиторию.
Аудитория основных каналов получения информации
Телевидение остаётся главным источником новостей для россиян, так в марте 2024 года телевидение как основной ресурс получения новостей отметили две трети россиян (65%). Из социальных сетей, интернет-изданий и Telegram-каналов чаще всего узнают информацию о событиях в стране и мире 38%, 28% и 24% опрошенных соответственно. Аудитория читателей телеграм-каналов в 2023-2024 гг. стабилизировалась после резкого роста весной 2022 года.
Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и мире? (таблица)
июн.13 | мар.14 | ноя.15 | июл.16 | мар.18 | авг.18 | мар.19 | янв.20 | мар.20 | авг.20 | окт.20 | янв.21 | фев.21 | мар.21 | апр.21 | июн.21 | июл.21 | авг.21 | сен.21 | окт.21 | ноя.21 | дек.21 | янв.22 | фев.22 | мар.22 | апр.22 | май.22 | июн.22 | авг.22 | сен.22 | окт.22 | ноя.22 | дек.22 | янв.23 | фев.23 | мар.23 | апр.23 | май.23 | июн.23 | июл.23 | авг.23 | сен.23 | окт.23 | ноя.23 | дек.23 | янв.24 | фев.24 | мар.24 | |
Телевидение | 88 | 90 | 85 | 86 | 85 | 73 | 72 | 73 | 74 | 69 | 67 | 63 | 66 | 65 | 62 | 68 | 62 | 62 | 62 | 64 | 63 | 62 | 63 | 65 | 70 | 67 | 64 | 63 | 62 | 65 | 64 | 63 | 63 | 63 | 62 | 64 | 59 | 60 | 57 | 59 | 53 | 59 | 60 | 63 | 62 | 61 | 63 | 65 |
Радио | 16 | 18 | 13 | 22 | 15 | 15 | 15 | 15 | 16 | 15 | 12 | 9 | 12 | 16 | 11 | 12 | 12 | 10 | 11 | 11 | 11 | 10 | 9 | 12 | 10 | 10 | 9 | 10 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10 | 9 | 9 | 12 | 9 | 11 | 10 | 9 | 10 | 11 | 9 | 11 | 12 | 10 | 10 | 12 |
Печатные издания | 24 | 25 | 14 | 23 | 15 | 16 | 14 | 20 | 16 | 15 | 11 | 12 | 13 | 16 | 12 | 12 | 11 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 5 | 7 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 7 | 6 |
Интернет-издания | 21 | 24 | 21 | 33 | 27 | 37 | 32 | 39 | 38 | 37 | 36 | 39 | 37 | 41 | 34 | 32 | 36 | 32 | 32 | 31 | 33 | 31 | 34 | 32 | 30 | 32 | 33 | 32 | 35 | 33 | 32 | 31 | 32 | 30 | 30 | 32 | 29 | 31 | 29 | 32 | 33 | 27 | 26 | 27 | 29 | 29 | 30 | 28 |
Социальные сети | 14 | 15 | 13 | 23 | 21 | 28 | 34 | 39 | 39 | 38 | 36 | 42 | 39 | 41 | 38 | 42 | 37 | 42 | 40 | 37 | 39 | 40 | 41 | 43 | 38 | 39 | 39 | 39 | 39 | 38 | 39 | 39 | 40 | 38 | 37 | 40 | 38 | 37 | 37 | 39 | 40 | 33 | 31 | 38 | 38 | 39 | 39 | 38 |
Телеграм-каналы | — | — | — | — | — | — | 1 | 4 | 4 | 6 | 5 | 7 | 5 | 8 | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 | 9 | 14 | 16 | 16 | 16 | 17 | 18 | 18 | 20 | 19 | 20 | 19 | 19 | 20 | 22 | 25 | 25 | 25 | 20 | 22 | 22 | 21 | 25 | 22 | 24 |
Ютуб-каналы | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 11 | 12 | 12 | 13 | 14 | 14 |
Популярность телевидения как основного источника информации выше среди россиян более старшего возраста, так, 85% опрошенных в возрасте 55 лет и старше получают новости с телеэкрана. Более молодые россияне чаще узнают новости из альтернативных источников: социальных сетей (57%), Telegram-каналов (43%), а также интернет-изданий (39%). ТВ более популярно среди респондентов со средним образованием и ниже (69%), а также тех, кому едва хватает на еду (59%). Чаще остальных потребляют новости из социальных сетей, интернет-источников и телеграм-каналов опрошенные с высшим образованием (43%, 38%, 30% соответственно), а также респонденты, которые могут позволить себе товары длительного пользования (телевизор, холодильник, автомобиль и т.д.) – 42%, 35%, 31% соответственно.
Доверие основным каналам получения информации
Уровень доверия ТВ постепенно восстанавливается после небольшого спада весной прошлого года. Новостям по телевидению доверяет каждый второй опрошенный, интернет-изданиям и соцсетям по 16% и 18% респондентов. Доверие телеграм-каналам также продолжает расти, сейчас они выходят на второе место по доверию в освещении новостей, в марте этого года им доверяли – 18% опрошенных.
Каким источникам информации Вы более всего доверяете в освещении новостей в стране и в мире? (таблица)
июн.13 | мар.14 | ноя.15 | июл.16 | мар.18 | авг.18 | мар.19 | янв.20 | мар.20 | авг.20 | окт.20 | янв.21 | фев.21 | мар.21 | апр.21 | июн.21 | июл.21 | авг.21 | сен.21 | окт.21 | ноя.21 | дек.21 | янв.22 | фев.22 | мар.22 | апр.22 | май.22 | июн.22 | авг.22 | сен.22 | окт.22 | ноя.22 | дек.22 | янв.23 | фев.23 | мар.23 | апр.23 | май.23 | июн.23 | июл.23 | авг.23 | сен.23 | окт.23 | ноя.23 | дек.23 | янв.24 | фев.24 | мар.24 | |
Телевидение | 51 | 50 | 41 | 59 | 51 | 49 | 54 | 52 | 50 | 47 | 47 | 44 | 45 | 47 | 45 | 48 | 46 | 46 | 45 | 48 | 44 | 44 | 48 | 49 | 54 | 52 | 50 | 50 | 46 | 50 | 49 | 46 | 46 | 48 | 49 | 50 | 44 | 45 | 41 | 45 | 42 | 42 | 44 | 45 | 45 | 49 | 49 | 50 |
Радио | 12 | 13 | 11 | 9 | 9 | 9 | 11 | 10 | 11 | 10 | 9 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | 8 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 9 | 6 | 7 | 6 | 6 | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7 | 8 |
Печатные издания | 14 | 15 | 14 | 9 | 8 | 8 | 10 | 13 | 10 | 11 | 8 | 9 | 10 | 11 | 8 | 8 | 9 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 | 5 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 8 | 5 | 5 | 5 | 7 | 6 | 5 | 6 | 6 | 4 | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 |
Интернет-издания | 14 | 19 | 18 | 20 | 19 | 24 | 22 | 24 | 22 | 23 | 25 | 26 | 22 | 23 | 22 | 23 | 21 | 20 | 21 | 21 | 20 | 19 | 21 | 19 | 17 | 17 | 17 | 18 | 19 | 15 | 17 | 17 | 17 | 18 | 16 | 17 | 15 | 17 | 15 | 16 | 17 | 17 | 15 | 14 | 13 | 14 | 18 | 15 |
Социальные сети | 10 | 9 | 9 | 12 | 15 | 15 | 20 | 21 | 20 | 24 | 23 | 24 | 21 | 20 | 20 | 22 | 23 | 23 | 23 | 22 | 22 | 23 | 23 | 23 | 15 | 17 | 19 | 19 | 20 | 17 | 16 | 19 | 20 | 19 | 20 | 19 | 18 | 20 | 18 | 18 | 19 | 17 | 17 | 18 | 16 | 18 | 17 | 18 |
Телеграм-каналы | — | — | — | — | — | 1 | 2 | 4 | 3 | 7 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 7 | 11 | 12 | 11 | 14 | 14 | 11 | 14 | 14 | 15 | 15 | 15 | 12 | 13 | 17 | 18 | 18 | 16 | 15 | 16 | 14 | 14 | 16 | 14 | 18 |
Ютуб-каналы | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 | 5 | 5 | 5 | 7 | 7 |
Доверие ТВ в освещении новостей в стране и в мире зависит от возраста респондентов. Чаще остальных доверяют телевизионным новостям респонденты старшего возраста (66% в возрасте 55 лет и старше), респонденты со средним образованием и ниже (55%), и те, кому едва хватает денег на еду (59%).
Уровень доверия социальным сетям, телеграм-каналам и интернет-изданиям выше среди молодежи в возрасте 18-24 лет (34%, 33% и 22% соответственно), респондентов с высшим образованием (19%, 22%, 21% соответственно), россиян, которые могут позволить себе покупку товаров длительного пользования (18%, 20%, 23% соответственно).
Частота обращения к различным новостным источникам
На сегодняшний день “ежедневно или практически ежедневно” смотрит телевизионные новости 56% опрошенных, новости в интернете — около 60%, и еще четверть (25%) регулярно смотрят видеоблоги и видеоблогеров.
Доля потребителей теленовостей плавно снижалась в 2017—2021 и после этого стабилизировалась на текущем уровне. Потребление интернет-новостей плавно нарастало на протяжении восьми лет измерений. Доля регулярных зрителей ютуб-каналов практически не меняется в последние 3-4 года.
Доля тех, кто смотрит новости по ТВ ежедневно, существенно выше среди тех, кто считает, что дела в стране идут в правильном направлении (45%) и в старшей возрастной группе (55 лет и старше) — 61% (и еще 22% по группе — смотрят новости по ТВ почти ежедневно). Среди молодежи (18-24 лет) доля тех, кто смотрит новости по ТВ ежедневно составляет 11%, еще столько же (11%) смотрят новости по ТВ практически каждый день. Среди тех, кто считает, что страна движется по неверному пути – 33% опрошенных ежедневно или почти ежедневно смотрят ТВ новости.
Чаще читают новости в интернете молодёжь в возрасте 18-24 лет, а также те, кто считает, что страна движется по неверному пути – 73% и 64%, соответственно, делают это ежедневно или практически ежедневно. Среди опрошенных в возрасте 55 лет и старше и тех, кто считает, что страна идёт в правильном направлении, эта доля существенно ниже (по 44% и 60%).
Доля тех, кто смотрит видеоблоги каждый день или практически ежедневно, выше среди более молодых россиян (44% в возрастной группе 18-24 года), а также среди респондентов, которые считают, что страна движется в неправильном направлении (около 37%). Реже остальных видеоблоги смотрят более возрастные респонденты: в группе 55 лет и старше 79% смотрят видеоблоги реже чем раз в неделю, практически никогда, аналогично, в группе тех, кто считает, что дела идут в правильном направлении такой ответ дали 65%.
Наиболее популярные российские журналисты и комментаторы
В рамках исследования респондентов также просили назвать несколько российских журналистов или журналисток, теле- и радио ведущих или видеоблогеров, которые освещают общественно-политические темы, за программами или выступлениями которых респонденты стараются следить. По результатам открытого вопроса (ответы не предлагались) респонденты чаще всего упоминали Владимира Соловьева (его назвали 21% опрошенных). Реже упоминали Ольгу Скабееву (12%), Евгения Попова (5%), Маргариту Симоньян (4%) и Дмитрия Киселева (3%).
Также в двадцатку наиболее популярных журналистов вошли Никита Михалков, Тирган Коесаян, Юрий Подоляка, Ксения Собчак, Алексей Пивоваров**, Николай Бондаренко, а также «военкоры» Александр Сладков, Евгений Поддубный и Александр Коц. Их упомянули по 1% респондентов.
В этом году из топ-20 журналистов выбыли Юрий Дудь**, Илья Варламов**, Максим Кац**, которых в год назад отмечали по 1% россиян, и прежде всего молодые респонденты. В этот раз их упомянули менее 1%.»
**признаны Минюстом РФ иностранными агентами.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 21 по 27 марта 2024 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1628 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.Массив данных взвешивается по полу, возрасту, уровню образования по каждому типу населенного пункта (крупные города, средние города, малые города, село) внутри каждого ФО независимо, в соответствии с данными Росстата.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
Подробнее о методологии