В феврале исследования зафиксировали рост потребительских настроений. Сберегательные установки значительно не изменились, но за весь 2022 год заметно усилились перепады в экономических оценках россиян. По сравнению с сентябрем увеличилась доля респондентов, не имеющих, по их собственным оценкам, сбережений.
В феврале 2023 года по сравнению с ноябрем 2022 года несколько выросло число респондентов, которые воспринимают текущий период не как хорошее и не как плохое время, для того чтобы делать сбережения. В то же время стоит обратить внимание на возросший размах колебаний и пиковые значения в ноябре, когда наибольшее число респондентов ответили, что «сейчас хорошее время для сбережений». Это происходит на фоне продолжающегося с осени роста потребительских настроений.
Индекс потребительских настроений
(март 2008 года - 100%)
ИПН |
03.2008 | 09.2008 | 12.2008 | 02.2009 | 05.2009 | 06.2009 | 07.2009 | 08.2009 | 09.2009 | 10.2009 | 11.2009 | 12.2009 | 01.2010 | 02.2010 | 03.2010 | 04.2010 | 05.2010 | 06.2010 | 07.2010 | 08.2010 | 09.2010 | 10.2010 | 11.2010 | 12.2010 | 01.2011 | 02.2011 | 03.2011 | 04.2011 | 05.2011 | 06.2011 | 07.2011 | 08.2011 | 09.2011 | 10.2011 | 11.2011 | 12.2011 | 01.2012 | 02.2012 | 03.2012 | 04.2012 | 05.2012 | 06.2012 | 07.2012 | 08.2012 | 09.2012 | 10.2012 | 11.2012 | 12.2012 | 01.2013 | 02.2013 | 03.2013 | 04.2013 | 05.2013 | 06.2013 | 07.2013 | 08.2013 | 09.2013 | 10.2013 | 11.2013 | 12.2013 | 01.2014 | 02.2014 | 03.2014 | 04.2014 | 05.2014 | 06.2014 | 07.2014 | 08.2014 | 09.2014 | 10.2014 | 11.2014 | 12.2014 | 01.2015 | 02.2015 | 03.2015 | 04.2015 | 05.2015 | 06.2015 | 07.2015 | 08.2015 | 09.2015 | 10.2015 | 11.2015 | 12.2015 | 01.2016 | 02.2016 | 03.2016 | 04.2016 | 05.2016 | 06.2016 | 07.2016 | 08.2016 | 09.2016 | 10.2016 | 11.2016 | 12.2016 | 01.2017 | 02.2017 | 03.2017 | 04.2017 | 05.2017 | 06.2017 | 07.2017 | 08.2017 | 09.2017 | 10.2017 | 11.2017 | 12.2017 | 01.2018 | 03.2018 | 05.2018 | 07.2018 | 09.2018 | 11.2018 | 01.2019 | 03.2019 | 05.2019 | 07.2019 | 09.2019 | 11.2019 | 01.2020 | 03.2020 | 09.2020 | 11.2020 | 02.2021 | 04.2021 | 06.2021 | 08.2021 | 10.2021 | 12.2021 | 02.2022 | 04.2022 | 06.2022 | 08.2022 | 10.2022 | 12.2022 | 02.2023 | 04.2023 | 06.2023 | 08.2023 | 10.2023 | 12.2023 | 02.2024 |
100 | 95 | 75 | 62 | 64 | 69 | 72 | 76 | 72 | 75 | 73 | 83 | 78 | 77 | 78 | 77 | 82 | 82 | 82 | 82 | 80 | 84 | 84 | 87 | 77 | 74 | 79 | 78 | 81 | 84 | 80 | 81 | 84 | 84 | 82 | 81 | 84 | 84 | 84 | 85 | 90 | 81 | 80 | 81 | 82 | 80 | 79 | 83 | 82 | 80 | 81 | 81 | 85 | 85 | 83 | 80 | 81 | 79 | 76 | 83 | 82 | 80 | 82 | 84 | 89 | 87 | 83 | 85 | 78 | 78 | 78 | 68 | 63 | 63 | 66 | 70 | 75 | 75 | 69 | 66 | 70 | 69 | 64 | 65 | 57 | 63 | 59 | 64 | 65 | 70 | 69 | 67 | 67 | 72 | 68 | 71 | 71 | 72 | 72 | 76 | 76 | 76 | 75 | 76 | 81 | 77 | 74 | 81 | 79 | 87 | 80 | 75 | 75 | 72 | 72 | 80 | 79 | 80 | 81 | 82 | 84 | 68 | 73 | 69 | 74 | 78 | 75 | 75 | 72 | 75 | 74 | 70 | 80 | 82 | 78 | 84 | 88 | 88 | 88 | 85 | 91 | 90 | 96 |
Методика построения индекса потребительских настроений
Особенно заметную роль в этом росте играют оценки будущего – их возрастающая динамика особенно характерна в старших возрастных группах и среди тех, кто оптимистично смотрит на положение дел в стране.
Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы делать сбережения? (в %)
Подавляющее большинство респондентов предполагает, что у них будет меньше возможностей для сбережений. В то же время доля респондентов, считающих, что у них будет меньшевозможностей, снижается на протяжении последних шести лет с наибольшими колебаниями в периоды социальных потрясений.
Как Вы думаете, в ближайший год у Вас будет больше, меньше или примерно столько же возможностей делать сбережения, как и сейчас? (в %)
Выбирая самые оптимальные способы для сохранения сбережений, респонденты чаще всего выбирают хранение в рублях на счету в банке (37%), недвижимости (33%) и наличных рублях (30%).
авг.21 | авг.22 | фев.23 | |
На счете в банке в рублях | 31 | 32 | 37 |
В недвижимости | 32 | 27 | 33 |
В наличных рублях | 23 | 33 | 30 |
В изделиях из драг.металлов | 11 | 10 | 9 |
В ценных бумагах | 8 | 6 | 5 |
В наличной валюте | 11 | 5 | 5 |
В криптовалюте | 5 | 3 | 3 |
На счете в банке в валюте | 9 | 3 | 2 |
В накопительных страховых полисах | 1 | 1 | 1 |
Другое | 4 | 3 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 10 | 7 |
Рассматривая данные в перспективе последних двух лет, обратим внимание на снижение интереса к хранению средств в валюте (наличной и валютных счетах) и ценностях (в т.ч. ценных бумагах). Наоборот, ценность наличных рублей в представлении россиян выросла. В феврале 2023 года заметно вырос интерес к недвижимости, спадавший в течение 2022 года. Также заметно вернулся интерес к хранению средств на рублевых счетах.
Каким способом сейчас лучше всего хранить сбережения? (в %)
По сравнению с сентябрем 2022 года, в феврале заметно выросло число россиян, ответивших, что у них нет сбережений (с 24% до 35%). В то же время снизилась доля респондентов, чьи накопления меньше или равны месячному доходу. Следует принять во внимание возросшее напряжение и резкое снижение положительных оценок будущего, что могло повлиять на данные полугодовой давности.
Если сравнить сбережения Вашей семьи со средним ежемесячным доходом Вашей семьи, то они? (в %)
Половина россиян не имеет финансовых целей (47%). Чаще всего респонденты копят средства на покупку недвижимости (19%) и автомобилей (12%). Данные ответов на этот вопрос фактически не отличаются от сентябрьских результатов исследований.
Есть ли у Вас долгосрочная финансовая цель, для которой Вы сберегаете средства? Если да, то какая? (в %)
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 21 — 28 февраля 2023 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1626 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.