Осенью 2022 года доминирующее влияние на общественные, в том числе и потребительские, ожидания оказали два ключевых фактора: возобновление потребительской активности после длительной весенне-летней паузы и общая тревожность после объявления мобилизации. Эти явления имеют противоположный характер с точки зрения влияния на экономическое поведение россиян, однако, их равнодействующая удерживает потребительские настроения в течение последних месяцев от значительных колебаний. Вместе с этим в ноябре и декабре различные индикаторы потребительской активности говорят об оживлении спроса на ряд крупных категорий товаров, а также нормализации сберегательного поведения россиян.
Индекс потребительских настроений
(март 2008 года - 100%)
ИПН |
03.2008 | 09.2008 | 12.2008 | 02.2009 | 05.2009 | 06.2009 | 07.2009 | 08.2009 | 09.2009 | 10.2009 | 11.2009 | 12.2009 | 01.2010 | 02.2010 | 03.2010 | 04.2010 | 05.2010 | 06.2010 | 07.2010 | 08.2010 | 09.2010 | 10.2010 | 11.2010 | 12.2010 | 01.2011 | 02.2011 | 03.2011 | 04.2011 | 05.2011 | 06.2011 | 07.2011 | 08.2011 | 09.2011 | 10.2011 | 11.2011 | 12.2011 | 01.2012 | 02.2012 | 03.2012 | 04.2012 | 05.2012 | 06.2012 | 07.2012 | 08.2012 | 09.2012 | 10.2012 | 11.2012 | 12.2012 | 01.2013 | 02.2013 | 03.2013 | 04.2013 | 05.2013 | 06.2013 | 07.2013 | 08.2013 | 09.2013 | 10.2013 | 11.2013 | 12.2013 | 01.2014 | 02.2014 | 03.2014 | 04.2014 | 05.2014 | 06.2014 | 07.2014 | 08.2014 | 09.2014 | 10.2014 | 11.2014 | 12.2014 | 01.2015 | 02.2015 | 03.2015 | 04.2015 | 05.2015 | 06.2015 | 07.2015 | 08.2015 | 09.2015 | 10.2015 | 11.2015 | 12.2015 | 01.2016 | 02.2016 | 03.2016 | 04.2016 | 05.2016 | 06.2016 | 07.2016 | 08.2016 | 09.2016 | 10.2016 | 11.2016 | 12.2016 | 01.2017 | 02.2017 | 03.2017 | 04.2017 | 05.2017 | 06.2017 | 07.2017 | 08.2017 | 09.2017 | 10.2017 | 11.2017 | 12.2017 | 01.2018 | 03.2018 | 05.2018 | 07.2018 | 09.2018 | 11.2018 | 01.2019 | 03.2019 | 05.2019 | 07.2019 | 09.2019 | 11.2019 | 01.2020 | 03.2020 | 09.2020 | 11.2020 | 02.2021 | 04.2021 | 06.2021 | 08.2021 | 10.2021 | 12.2021 | 02.2022 | 04.2022 | 06.2022 | 08.2022 | 10.2022 | 12.2022 | 02.2023 | 04.2023 | 06.2023 | 08.2023 | 10.2023 | 12.2023 | 02.2024 |
100 | 95 | 75 | 62 | 64 | 69 | 72 | 76 | 72 | 75 | 73 | 83 | 78 | 77 | 78 | 77 | 82 | 82 | 82 | 82 | 80 | 84 | 84 | 87 | 77 | 74 | 79 | 78 | 81 | 84 | 80 | 81 | 84 | 84 | 82 | 81 | 84 | 84 | 84 | 85 | 90 | 81 | 80 | 81 | 82 | 80 | 79 | 83 | 82 | 80 | 81 | 81 | 85 | 85 | 83 | 80 | 81 | 79 | 76 | 83 | 82 | 80 | 82 | 84 | 89 | 87 | 83 | 85 | 78 | 78 | 78 | 68 | 63 | 63 | 66 | 70 | 75 | 75 | 69 | 66 | 70 | 69 | 64 | 65 | 57 | 63 | 59 | 64 | 65 | 70 | 69 | 67 | 67 | 72 | 68 | 71 | 71 | 72 | 72 | 76 | 76 | 76 | 75 | 76 | 81 | 77 | 74 | 81 | 79 | 87 | 80 | 75 | 75 | 72 | 72 | 80 | 79 | 80 | 81 | 82 | 84 | 68 | 73 | 69 | 74 | 78 | 75 | 75 | 72 | 75 | 74 | 70 | 80 | 82 | 78 | 84 | 88 | 88 | 88 | 85 | 91 | 90 | 96 |
Методика построения индекса потребительских настроений
Методика построения индекса потребительских настроений
В то же время происходят заметные структурные перемены в индексе потребительских настроений. Индекс потребительских настроений Левада-Центра учитывает текущие оценки потребительской активности, изменения уровня жизни домохозяйства и ожидания респондентов в отношении собственного материального положения и ситуации в стране. Весной Левада-Центр отметил спад оценок текущего материального положения — причем прежде всего за счет сокращения готовности к крупным покупкам для дома. К ноябрю эта компонента индекса вернулась на уровень периода пандемии. Осенью потребительские ожидания заметно просели, но в декабре вновь достигли пиковых значений лета этого года, преодолев негативный эффект мобилизации.
Индексы потребительских настроений
Вопрос о сроках совершения покупок однозначно указывает на возвращение к привычным потребительским планам. По сравнению с апрелем значительно снизилась доля респондентов, которые планируют отложить крупные покупки и, наоборот, заметно выросло число тех, кто собирается делать покупки в прежние сроки.
Если у Вашей семьи есть планы крупных покупок, то Вы сейчас будете делать покупки в те сроки, в которые планировали, постараетесь поторопиться с такими покупками или, напротив, отложите их на некоторое время? (в %, декабрь 2022)
Будем делать в те сроки, в которые планировали | Постараемся поторопиться с такими расходами | Отложим эти покупки/расходы на некоторое время | Мы не планировали крупные покупки | Затрудняюсь ответить | |
мар. 2017 | 23 | 12 | 18 | 44 | 3 |
мар. 2020 | 14 | 8 | 42 | 35 | 1 |
апр. 2022 | 11 | 6 | 55 | 27 | 1 |
май. 2022 | 17 | 6 | 40 | 36 | 1 |
дек. 2022 | 20 | 7 | 37 | 33 | 3 |
Левада-Центр отмечает возросший интерес и к дорогостоящим покупкам. Это отчасти компенсировало падение весны этого года. Общественное мнение в отношении целесообразности приобретения двух категорий товаров — недвижимости и автомобилей — вернулись на «ковидные» рубежи 2021 года. Этот рост следует из общего оживления потребительской активности. Обратим внимание, что индикаторы крупных покупок замеряют не реальную готовность россиян приобретать недвижимость, а оценку настоящего времени как подходящего для приобретения товара.
Индексы целесообразности покупок недвижимости и автомобилей[1]
[1] Индекс целесообразности покупки автомобиля и жилья рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов плюс 100.
В ноябре также выросла готовность к дорогостоящим покупкам в кредит по сравнению с июнем этого года. Причем рост в июне и ноябре происходил, прежде всего, в группе тех россиян, кто поддерживает текущее положение дел в стране. Респонденты, критически относящиеся к тому, в какую сторону движется страна, практически не поменяли свое мнение о покупках в кредит в лучшую сторону. Это отличие может говорить о том, что весомое меньшинство (около 30%) критически настроенных россиян относится с большой настороженностью к долгосрочным финансовым обязательствам, хотя и среди них в целом готовность к крупным покупкам восстанавливается.
Индекс покупок в кредит (по группам)
Рост интереса к недвижимости часто объясняется ее сберегательной функцией для населения. По данным прошлых исследований Левада-Центра, около четверти россиян считают, что накопления лучше держать в недвижимости (27% в сентябре 2022 г.). Оживление покупательского интереса формируют запрос на сбережения. Обращает на себя растущее с 2014 года внимание к совершению накоплений. Восходящий тренд в целом соответствует росту потребительской уверенности за период с 2014 по 2018 год. Однако затем потребительская уверенность перестает расти, а представления о необходимости наличия сбережений продолжают укрепляться в общественном мнении.
К ноябрю 2022 года наибольшее число россиян за всю историю наблюдений считает, что сейчас хорошее время, чтобы иметь сбережения (33%). Это может быть связано в том числе и с растущей необходимостью финансового планирования из-за неустойчивой экономической обстановки, а также с ожиданиями роста цен.
Считают, что сейчас хорошее время для сбережений (в %)
Ожидание роста цен также может стимулировать интерес к дорогостоящим тратам и сбережениям, укрепившийся в декабре этого года.
Как, на Ваш взгляд, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в ближайшие один-два месяца? (в %)
В декабре на 11 процентный пунктов также увеличилась доля респондентов, которые отмечают замедление роста цен за последний год.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 15 — 21 декабря 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1611 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.