Основным источником информации для россиян остаётся телевидение, также респонденты чаще высказывают доверие именно этому источнику. Тем не менее наблюдаются значительные различия в социально-демографических группах. При этом отмечается рост числа респондентов, использующих Telegram-каналы как источники новостей о происходящем, с начала года аудитория Telegram-каналов выросла втрое.
Популярность основных источников информации практически не изменилась. В октябре телевидение как основной ресурс получения новостей отметили 64% респондентов (в марте — 69%, в мае — 64%, в августе — 62%, в сентябре — 65%). Из интернет-изданий, соцсетей и Telegram-каналов чаще всего узнают информацию о событиях в стране и мире 39%, 32% и 18% опрошенных соответственно. Резкий рост использования Telegram-каналов для получения новостей отмечался весной, с начала года их аудитория выросла втрое.
авг.13 | мар.14 | дек.15 | окт.16 | апр.18 | сен.18 | мар.19 | янв.20 | мар.20 | авг.20 | окт.20 | янв.21 | фев.21 | мар.21 | апр.21 | июл.21 | авг.21 | сен.21 | окт.21 | ноя.21 | дек.21 | дек.21 | янв.22 | фев.22 | мар.22 | апр.22 | май.22 | июн.22 | авг.22 | сен.22 | окт.22 | |
Телевидение | 88 | 91 | 85 | 87 | 85 | 74 | 73 | 73 | 74 | 69 | 66 | 62 | 64 | 64 | 61 | 63 | 61 | 60 | 61 | 63 | 62 | 61 | 62 | 64 | 69 | 66 | 64 | 62 | 62 | 65 | 64 |
Интернет-издания | 21 | 24 | 21 | 33 | 27 | 37 | 32 | 39 | 38 | 38 | 36 | 39 | 37 | 41 | 33 | 35 | 37 | 31 | 32 | 31 | 33 | 31 | 34 | 32 | 30 | 32 | 33 | 33 | 35 | 33 | 32 |
Социальные сети Интернета | 14 | 15 | 13 | 23 | 21 | 29 | 34 | 39 | 39 | 39 | 36 | 43 | 41 | 42 | 38 | 42 | 38 | 42 | 41 | 37 | 40 | 40 | 42 | 44 | 38 | 39 | 39 | 40 | 40 | 38 | 39 |
Telegram-каналы | 0 | 1 | 4 | 4 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 9 | 15 | 17 | 16 | 17 | 17 | 18 | 18 |
Наименьшей популярностью ТВ как основной источник информации пользуется среди самых молодых респондентов, где его использует около трети опрошенных (37%). Для респондентов 18-24 лет более характерно узнавать новости из социальных сетей (60%) и Интернет-изданий (39%). Также именно в этой группе наибольшей популярностью, по сравнению с остальными, пользуются Telegram-каналы (33%). Чем старше респонденты, тем более популярно ТВ как основной ресурс получения новостей и соответственно менее популярны альтернативные ресурсы.
При рассмотрении ответов респондентов в зависимости от размера населённых пунктов ТВ пользуется практически равной популярностью во всех типах (около 62%), за исключением городов с населением до 100 тыс. человек, где телевидение как основной источник информации используют 71% опрошенных. Среди жителей Москвы как источники информации выделяются радио (25%, в других типах населённых пунктов около 10%), “друзья, родные, соседи” (35%, в других — около 15%), Интернет-издания (50%, в других — около 30%) и Telegram-каналы (33%, в других — около 18%).
Незначительно снизилось доверие телевидению и социальным сетям как источникам новостей, при этом выросло доверие Интернет-изданиям и Telegram-каналам.
окт.16 | апр.18 | сен.18 | мар.19 | янв.20 | мар.20 | авг.20 | окт.20 | янв.21 | фев.21 | мар.21 | апр.21 | июл.21 | авг.21 | сен.21 | окт.21 | ноя.21 | дек.21 | дек.21 | янв.22 | фев.22 | мар.22 | апр.22 | май.22 | июн.22 | авг.22 | сен.22 | окт.22 | |
Телевидение | 61 | 51 | 50 | 54 | 52 | 50 | 46 | 46 | 43 | 43 | 45 | 45 | 48 | 46 | 45 | 44 | 48 | 44 | 44 | 47 | 49 | 53 | 51 | 49 | 49 | 47 | 50 | 49 |
Интернет-издания | 20 | 19 | 24 | 22 | 24 | 22 | 24 | 25 | 25 | 22 | 23 | 22 | 23 | 21 | 20 | 21 | 21 | 20 | 19 | 22 | 19 | 17 | 17 | 17 | 18 | 19 | 16 | 17 |
Социальные сети Интернета | 11 | 15 | 15 | 20 | 21 | 20 | 24 | 24 | 25 | 22 | 21 | 21 | 24 | 23 | 23 | 24 | 22 | 22 | 23 | 23 | 23 | 15 | 17 | 19 | 19 | 20 | 17 | 16 |
Telegram-каналы | 1 | 2 | 4 | 3 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 11 | 12 | 12 | 14 | 14 | 12 | 14 |
Доверие ТВ в освещении новостей прямо зависит от возраста респондентов. Если в группе 18-24 года телевидению доверяют четверть респондентов, то в группе 55 лет и старше — уже 64%. Кроме того, чем моложе респондент, тем больше доверие альтернативным ресурсам. Так, опрошенные 18-24 лет более всего доверяют информации из соцсетей (35%) и Интернет-изданий (25%).
Среди жителей различных типов населённых пунктов меньше всего доверяют ТВ москвичи (41%), более всего — жители городов с населением до 100 тыс. человек (55%). Также жители москвичи больше остальных доверяют Интернет-изданиям (22%), Telegram-каналам (22%) и “друзьям, родным, соседям” (22%), но меньше — информации из социальных сетей (10%, в других типах населённых пунктов — около 16%).
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 20 — 26 октября 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1604 человека в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.