Июнь 2022 года ознаменовался возвращением потребительского оптимизма и экономических оценок. Доля россиян, назвавших рост цен в числе важных событий месяца, снизилась до февральского уровня. В июне по сравнению с апрелем заметно вырос потребительский оптимизм, интерес к совершению крупных покупок.
Вместе с этим индекс потребительских настроений заметно вырос по сравнению с апрелем этого года. Индекс потребительских настроений в России в июне 2022 года вырос по сравнению с апрелем и составил 99 пунктов (в апреле — 86 пунктов, см. методику расчета ИПН). Это составляет 80% от показателя за март 2008 года, принятого за точку отсчета.
Индекс потребительских настроений
(март 2008 года - 100%)
ИПН |
03.2008 | 09.2008 | 12.2008 | 02.2009 | 05.2009 | 06.2009 | 07.2009 | 08.2009 | 09.2009 | 10.2009 | 11.2009 | 12.2009 | 01.2010 | 02.2010 | 03.2010 | 04.2010 | 05.2010 | 06.2010 | 07.2010 | 08.2010 | 09.2010 | 10.2010 | 11.2010 | 12.2010 | 01.2011 | 02.2011 | 03.2011 | 04.2011 | 05.2011 | 06.2011 | 07.2011 | 08.2011 | 09.2011 | 10.2011 | 11.2011 | 12.2011 | 01.2012 | 02.2012 | 03.2012 | 04.2012 | 05.2012 | 06.2012 | 07.2012 | 08.2012 | 09.2012 | 10.2012 | 11.2012 | 12.2012 | 01.2013 | 02.2013 | 03.2013 | 04.2013 | 05.2013 | 06.2013 | 07.2013 | 08.2013 | 09.2013 | 10.2013 | 11.2013 | 12.2013 | 01.2014 | 02.2014 | 03.2014 | 04.2014 | 05.2014 | 06.2014 | 07.2014 | 08.2014 | 09.2014 | 10.2014 | 11.2014 | 12.2014 | 01.2015 | 02.2015 | 03.2015 | 04.2015 | 05.2015 | 06.2015 | 07.2015 | 08.2015 | 09.2015 | 10.2015 | 11.2015 | 12.2015 | 01.2016 | 02.2016 | 03.2016 | 04.2016 | 05.2016 | 06.2016 | 07.2016 | 08.2016 | 09.2016 | 10.2016 | 11.2016 | 12.2016 | 01.2017 | 02.2017 | 03.2017 | 04.2017 | 05.2017 | 06.2017 | 07.2017 | 08.2017 | 09.2017 | 10.2017 | 11.2017 | 12.2017 | 01.2018 | 03.2018 | 05.2018 | 07.2018 | 09.2018 | 11.2018 | 01.2019 | 03.2019 | 05.2019 | 07.2019 | 09.2019 | 11.2019 | 01.2020 | 03.2020 | 09.2020 | 11.2020 | 02.2021 | 04.2021 | 06.2021 | 08.2021 | 10.2021 | 12.2021 | 02.2022 | 04.2022 | 06.2022 | 08.2022 | 10.2022 | 12.2022 | 02.2023 | 04.2023 | 06.2023 | 08.2023 | 10.2023 | 12.2023 | 02.2024 |
100 | 95 | 75 | 62 | 64 | 69 | 72 | 76 | 72 | 75 | 73 | 83 | 78 | 77 | 78 | 77 | 82 | 82 | 82 | 82 | 80 | 84 | 84 | 87 | 77 | 74 | 79 | 78 | 81 | 84 | 80 | 81 | 84 | 84 | 82 | 81 | 84 | 84 | 84 | 85 | 90 | 81 | 80 | 81 | 82 | 80 | 79 | 83 | 82 | 80 | 81 | 81 | 85 | 85 | 83 | 80 | 81 | 79 | 76 | 83 | 82 | 80 | 82 | 84 | 89 | 87 | 83 | 85 | 78 | 78 | 78 | 68 | 63 | 63 | 66 | 70 | 75 | 75 | 69 | 66 | 70 | 69 | 64 | 65 | 57 | 63 | 59 | 64 | 65 | 70 | 69 | 67 | 67 | 72 | 68 | 71 | 71 | 72 | 72 | 76 | 76 | 76 | 75 | 76 | 81 | 77 | 74 | 81 | 79 | 87 | 80 | 75 | 75 | 72 | 72 | 80 | 79 | 80 | 81 | 82 | 84 | 68 | 73 | 69 | 74 | 78 | 75 | 75 | 72 | 75 | 74 | 70 | 80 | 82 | 78 | 84 | 88 | 88 | 88 | 85 | 91 | 90 | 96 |
Методика построения индекса потребительских настроений
Примечательно, что рост потребительских оценок произошел в обеих компонентах: оценках текущего положения и ожиданиях от будущего. Оценки будущего оказались на уровне максимальных отметок, а оценки текущего материального положения практически вернулись на уровень начала года. Среди респондентов в возрасте старше 40 лет рост составил 16 п.п. Несколько меньше выросли оценки текущего положения среди респондентов в возрасте 25-39 лет: всего на 7 п.п.
На фоне роста индекса потребительских настроений также вернулся интерес россиян к покупке недвижимости и автомобилей. Индекс целесообразности покупки автомобиля и жилья рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов плюс 100.
Одновременно вырос индекс покупок в кредит: разница между теми, кто считает нынешнее время удачным для покупок в кредит, и теми, кто придерживается противоположного мнения плюс 100.
Рост вышеприведенных индикаторов экономического благосостояния свидетельствует о происходящем процессе адаптации к изменившимся возможностям и новым рыночным условиям. Потребители начинают обдумывать или совершать отложенные дорогостоящие покупки. Приведенные данные подтверждаются мониторингом СберИндекса: рост расходов потребителей в сегменте непродовольственных товаров за июнь 2022 года составил +10 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем.
Наши исследования подтверждают, что интерес к совершению крупных покупок (для дома, автомобилей, недвижимости) вырос прежде всего среди материально обеспеченных групп населения. Они также являются лидерами по темпам роста интереса к покупкам в кредит.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 23 — 29 июня 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1628 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.