Менее половины москвичей испытывают беспокойство по поводу западных санкций. Меньше трети сталкивались с трудностями в приобретении привычных товаров. Москвичи прежде всего сожалеют об уходе ИКЕА, Макдональдс, брендов одежды и производителей смартфонов. Но в целом уход иностранных компаний не слишком беспокоит опрошенных. Преобладает мнение, что санкции пойдут стране на пользу и станут стимулом к развитию. Однако быстрого импортозамещения опрошенные ждут в сфере производства продуктов питания, но не в других отраслях.
В Москве санкции, введённые странами Запада, беспокоят 42% опрошенных: 19% — очень беспокоят, 23% — довольно беспокоят. В целом по России этот показатель чуть ниже — 38%.
Чуть более четверти (27%) москвичей беспокоит уход с российского рынка некоторых западных компаний и брендов (9% — очень беспокоит, 18% — довольно беспокоит), 72% — не беспокоит (24% — не слишком беспокоит, 48% — совершенно не беспокоит). Различий с результатами майского общероссийского опроса, где задавался похожий вопрос, не наблюдается.
70% респондентов считают, что санкции не окажут негативного влияния на развитие России: около половины (47%) респондентов считают, что санкции укрепят страну и станут стимулом для развития, 23% — что санкции никак не повлияют на развитие. Чуть более четверти (26%) полагают, что санкции нанесут существенный урон России.
Большего всего москвичи обеспокоены уходом таких брендов, как Ikea (26% из тех, кто обеспокоен уходом с российского рынка западных брендов), McDonald’s (14%) и Zara (10%). При рассмотрении товарных категорий москвичей наиболее беспокоит уход компаний, производящих автомобили и сопутствующие материалы (12%), брендов одежды (11%), а также торговых марок электроники и бытовой техники (8%).
Уход каких иностранных торговых марок/ брендов/ компаний беспокоит Вас больше всего? | |
ИКЕА | 26 |
МАКДОНАЛЬДС | 14 |
ЗАРА | 10 |
ЭППЛ | 9 |
АДИДАС | 7 |
H&M | 7 |
НАЙК | 7 |
САМСУНГ | 4 |
БЕРШКА | 4 |
БОШ | 3 |
СИМЕНС | 3 |
ЮНИКЛО | 3 |
МЕРСЕДЕС | 3 |
БМВ | 3 |
ПРОКТЕР ЭНД ГЕМБЛ | 2 |
ФОЛЬКСВАГЕН | 2 |
СТАРБАКС | 2 |
БОИНГ | 2 |
ДЕКАТЛОН | 2 |
ДИОР | 2 |
ИНТЕЛ | 2 |
ТАЙОТА | 2 |
ЭЙРБАС | 2 |
ПУМА | 1 |
РЕНО | 1 |
РИБОК | 1 |
МАЙКРОСОФТ | 1 |
ОБИ | 1 |
МАНГО | 1 |
ВСЕХ | 2 |
АВТОМОБИЛИ И ТОВАРЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ | 12 |
БРЕНДЫ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ | 11 |
ЭЛЕКТРОНИКА И БЫТОВАЯ ТЕХНИКА, СМАРТФОНЫ | 8 |
БРЕНДЫ ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ, ГИГИЕНА И БЫТОВАЯ ХИМИЯ | 5 |
КОМПАНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПРОДАВЦЫ ОБОРУДОВАНИЯ, СТРОЙМАТЕРИАЛОВ | 5 |
КОМПАНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЕДЫ И НАПИТКОВ | 5 |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ | 4 |
КОМПЬЮТЕРЫ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 3 |
ДЕТСКИЕ ТОВАРЫ | 2 |
ТОВАРЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ | 2 |
ДРУГОЕ | 6 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
В связи с уходом иностранных компаний четверть опрошенных москвичей сталкивались с трудностями в приобретении привычных марок, 14% — привычных продуктов питаний, около трети (30%) — привычных лекарств и предметов личной гигиены, около четверти (23%) — электроники и бытовой техники.
Среди тех, кто столкнулся с трудностями по покупке товаров после ухода ряда иностранных компаний, 65% удалось найти замену привычной одежде (18% нашли полноценную замену, 47% — частичную), 77% нашли замену продуктам питания (29% — полноценную, 48% — частичную), 69% — лекарствам и предметам личной гигиены (23% — полноценную, 46% — частичную). Меньше всего тех, кому удалось найти альтернативу продуктам иностранных компаний, представлена в категории электроники и бытовой техники: в ней замену удалось найти примерно половине московских респондентов, 46% такую замену не нашли.
Около трети участников московского опроса интересуют новости вокруг возобновления производства автомобилей “Москвич” и открытия ресторанов McDonald’s под новой маркой. Однако большинство опрошенных эти новости не интересуют.
81% респондентов считают, что в ближайшие годы удастся добиться существенных успехов в замещении импортных товаров отечественными в сфере общественного питания. Относительно сфер производства техники и электроники, а также производства автомобилей настроения более скептические: 41% и 33% соответственно полагают, что успешного “импортозамещения” удастся добиться и в этих областях.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 26 — 31 мая 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1634 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
Московский опрос проведен 11-20 июня 2022 года по репрезентативной выборке населения Москвы среди 508 человек в возрасте 18 лет и старше. Исследование проводилось на улице методом личного интервью в формате CAPI (на планшетах). Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных опроса не превышает 6,6%.
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.