Индекс потребительских настроений в конце ноября снова показал снижение экономических оценок и ожиданий среди россиян. Снижение конца ноября произошло после небольшого восстановления в начале осени на фоне относительно спокойного лета. Нынешний спад может быть обусловлен новой волной эпидемии и ростом цен на товары повседневного спроса.
Рис.1. Динамика агрегированного индекса потребительских настроений (ИПН)
Индекс потребительских настроений
(март 2008 года - 100%)
ИПН |
03.2008 | 09.2008 | 12.2008 | 02.2009 | 05.2009 | 06.2009 | 07.2009 | 08.2009 | 09.2009 | 10.2009 | 11.2009 | 12.2009 | 01.2010 | 02.2010 | 03.2010 | 04.2010 | 05.2010 | 06.2010 | 07.2010 | 08.2010 | 09.2010 | 10.2010 | 11.2010 | 12.2010 | 01.2011 | 02.2011 | 03.2011 | 04.2011 | 05.2011 | 06.2011 | 07.2011 | 08.2011 | 09.2011 | 10.2011 | 11.2011 | 12.2011 | 01.2012 | 02.2012 | 03.2012 | 04.2012 | 05.2012 | 06.2012 | 07.2012 | 08.2012 | 09.2012 | 10.2012 | 11.2012 | 12.2012 | 01.2013 | 02.2013 | 03.2013 | 04.2013 | 05.2013 | 06.2013 | 07.2013 | 08.2013 | 09.2013 | 10.2013 | 11.2013 | 12.2013 | 01.2014 | 02.2014 | 03.2014 | 04.2014 | 05.2014 | 06.2014 | 07.2014 | 08.2014 | 09.2014 | 10.2014 | 11.2014 | 12.2014 | 01.2015 | 02.2015 | 03.2015 | 04.2015 | 05.2015 | 06.2015 | 07.2015 | 08.2015 | 09.2015 | 10.2015 | 11.2015 | 12.2015 | 01.2016 | 02.2016 | 03.2016 | 04.2016 | 05.2016 | 06.2016 | 07.2016 | 08.2016 | 09.2016 | 10.2016 | 11.2016 | 12.2016 | 01.2017 | 02.2017 | 03.2017 | 04.2017 | 05.2017 | 06.2017 | 07.2017 | 08.2017 | 09.2017 | 10.2017 | 11.2017 | 12.2017 | 01.2018 | 03.2018 | 05.2018 | 07.2018 | 09.2018 | 11.2018 | 01.2019 | 03.2019 | 05.2019 | 07.2019 | 09.2019 | 11.2019 | 01.2020 | 03.2020 | 09.2020 | 11.2020 | 02.2021 | 04.2021 | 06.2021 | 08.2021 | 10.2021 | 12.2021 | 02.2022 | 04.2022 | 06.2022 | 08.2022 | 10.2022 | 12.2022 | 02.2023 | 04.2023 | 06.2023 | 08.2023 | 10.2023 | 12.2023 | 02.2024 |
100 | 95 | 75 | 62 | 64 | 69 | 72 | 76 | 72 | 75 | 73 | 83 | 78 | 77 | 78 | 77 | 82 | 82 | 82 | 82 | 80 | 84 | 84 | 87 | 77 | 74 | 79 | 78 | 81 | 84 | 80 | 81 | 84 | 84 | 82 | 81 | 84 | 84 | 84 | 85 | 90 | 81 | 80 | 81 | 82 | 80 | 79 | 83 | 82 | 80 | 81 | 81 | 85 | 85 | 83 | 80 | 81 | 79 | 76 | 83 | 82 | 80 | 82 | 84 | 89 | 87 | 83 | 85 | 78 | 78 | 78 | 68 | 63 | 63 | 66 | 70 | 75 | 75 | 69 | 66 | 70 | 69 | 64 | 65 | 57 | 63 | 59 | 64 | 65 | 70 | 69 | 67 | 67 | 72 | 68 | 71 | 71 | 72 | 72 | 76 | 76 | 76 | 75 | 76 | 81 | 77 | 74 | 81 | 79 | 87 | 80 | 75 | 75 | 72 | 72 | 80 | 79 | 80 | 81 | 82 | 84 | 68 | 73 | 69 | 74 | 78 | 75 | 75 | 72 | 75 | 74 | 70 | 80 | 82 | 78 | 84 | 88 | 88 | 88 | 85 | 91 | 90 | 96 |
Методика построения индекса потребительских настроений
Исследование указывает, что причиной кратковременного роста индекса в начале года были повышенные ожидания. Оценка текущего материального состояния семьи практически не восстанавливалась, и нынешнее падение выводит этот показатель на новый минимум за последние три года.
У нынешнего кризиса есть отличительная особенность. Оптимизм в отношении экономики государства меньше, чем в отношении собственной семьи: доля тех, кто ждет ухудшения ситуации в стране больше, чем доля тех, кто ждет ухудшения материального положения собственной семьи. При этом с конца 2016 года ситуация была противоположной. Растет пессимизм и в отношении пятилетней перспективы государства. На фоне второй волны эпидемии коронавируса россияне все меньше ждут развития экономики страны и существенного роста благосостояния населения и скорее готовы полагаться на собственные силы.
Рис.2. Динамика компонентов индекса потребительских настроений (ИПН)
Нынешнее снижение экономических оценок затронуло прежде всего обеспеченные слои населения. Индекс в среде наиболее бедных групп населения практически не снизился. Это может говорить об относительном ухудшении качества жизни и снижении оптимизма у платежеспособных слоев населения. Наиболее бедные россияне оценивают ситуацию так же, как и в марте и сентябре этого года. Важно отметить, что снижение оценок произошло именно в городской среде и особенно остро – в столице, а опрос среди сельского населения также не зафиксировал снижения индекса.
Рис.3. Динамика индекса потребительских настроений (ИПН) в разрезе материального статуса респондентов
Новый спад индекса, зафиксированный в конце ноября, произошел преимущественно среди тех, кто одобряет ситуацию в стране. Это изменение приостановило нарастание разрыва в оценках между «оптимистами» и «пессимистами», которое происходило в последние два-три года. Усугубление кризиса может привести к тому, что доля «оптимистов», по мнению которых страна идет в правильном направлении, будет в дальнейшем снижаться по мере накопления недовольства экономической ситуацией.
Рис.4. Динамика индекса потребительских настроений (ИПН) в разрезе оценки положения дел в стране
Готовность совершать крупные покупки также снизилась и сейчас находится на мартовском уровне. Этот показатель еще не достиг минимальных значений 2014 и 2016 годов, но на фоне ухудшающихся оценок материального положения может свидетельствовать о желании россиян сберегать средства и сокращать расходы. Индекс потребительской активности Сбербанка также фиксирует падение и снижение разнообразия в потреблении в конце ноября и смещение потребительского внимания на базовые покупки. Тем не менее в начале декабря индекс Сбербанка зафиксировал небольшой рост на фоне предновогоднего спроса.
Рис.5. Динамика индекса крупных покупок
Рис.6. Динамика скользящего среднего Индекса потребительской активности (Сбербанк) за 7 дней
Степан Гончаров, Ольга Караева
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь