Столкновение с произволом. Около трети (30%) российских граждан говорят о том, что сталкивались с нарушением своих прав за последние 5 лет (при использовании вопросов с более детальными формулировками эта цифра может увеличиваться). Нужно оговориться, что далеко не все респонденты готовы квалифицировать различные проблемы, которые возникают при взаимодействии с другими людьми или государственными органами, как «нарушение своих прав». Часть респондентов обращается в полицию, суд и даже в правозащитные организации, за «помощью» или «поддержкой». Поэтому приведенные данные вряд ли можно воспринимать как исчерпывающую статистику нарушений, происходящих в стране.
Тем не менее, данные исследования позволяют выделить две основные группы людей, которые сталкиваются с нарушением прав чаще остальных. Это – социально незащищенные слои населения (малоимущие, безработные и т.д.), а также активные граждане, которые скорее готовы квалифицировать свои проблемы как нарушение своих прав (москвичи, люди с высшим образованием, предприниматели и управленцы).
Отметим, что само столкновения с произволом и нарушением прав (и квалификация этих явлений как таковых) часто оставляет неизгладимый отпечаток на мироощущении людей. Среди людей с таким опытом гораздо больше тех, кто считает, что страна движется в неправильном направлении, кто не одобряет действий президента и правительства. Проблема также в том, что былой оптимизм далеко не всегда возвращается к этим людям, даже если им в дальнейшем удается отстоять свои права (как правило, лишь часть тех, кому удалось решить проблему полностью).
В недавно опубликованном исследовании уже приходилось писать о том, что «люди, которые лично не сталкивались с нарушением прав, оценивают происходящее, политическую систему в целом и деятельность первого лица гораздо более позитивно. Можно сказать, что такие люди смотрят на жизнь сквозь розовые очки; они не следят за происходящим, несправедливость, происходящая по отношению к другим, для большинства неинтересна. Пока все хорошо, на происходящее вокруг обычно не обращают внимание. Только когда человек лично сталкивается с произволом, розовые очки спадают. Реальность предстает перед ним в гораздо более мрачном цвете. И часто это происходит для человека совершенно неожиданно».
Борьба за свои права. В обществе преобладает мнение, что обычному человеку в нашей стране отстоять свои права «сложно, но возможно», такого мнения придерживаются 59%. Однако велика и доля граждан, заведомо уверенных в том, что добиться своего «практически невозможно». Так считает около трети населения страны. Значимых социально-демографических отличий между оптимистами и пессимистами практически не прослеживается, за исключением одного фактора – материального статуса отвечающего. Среди малоимущих доля пессимистов достигает половины, среди обеспеченных таких только четверть.
Пессимистов много среди тех респондентов, кто не одобряет действия президента и правительства (что кроме всего прочего свидетельствует о высоком уровне деморализации несогласных). Однако больше всего уверенных в том, что добиться защиты своих прав невозможно среди респондентов, которые уже сталкивались с нарушением своих прав (здесь доля пессимистов в два раза выше, чем в среднем по выборке); и тем более пессимистично настроены те, кто обращались для защиты своих прав в различные инстанции, но их проблема не была решена.
Способы защиты. Для защиты своих прав люди обычно обращаются в правоохранительные органы, к юристам (ок.30%). Еще около пятой части респондентов (17%) имеют опыт обращения в суд. Все это – наиболее массовые способы отстоять свои права в случае их нарушения. Гораздо реже россияне обращаются в различные общественные приемные и к правозащитникам, в правозащитные организации: всего по 8-9%.
Однако наиболее результативными способами защиты свои прав оказываются обращение к юристам, в правозащитные организации и обращение в суд. В этих случаях полностью или частично удалось решить свою проблему соответственно 73%, 63% и 60% обращавшихся в эти инстанции. Для сравнения, среди обращавшихся для защиты своих прав в полицию, решили свою проблему половина респондентов, среди обращавшихся в общественные приемные – меньше половины (44%).
Стоит отметить, что разные формулировки вопросов дают несколько разные варианты ответа. В данном случае была использован вопрос в формулировке: «обращались ли вы когда-либо за помощью…». тогда как в конце 2019 года похожий вопрос задавался в иной формулировке: «обращались ли вы когда-либо для защиты своих прав…». Второй вопрос показал несколько меньшее количество случаев обращений в различные инстанции. Возможно, это также говорит о том, что не все граждане интерпретируют взаимодействие с различными государственными органами на языке защиты своих прав, даже если по факту именно это происходит. «Обращение за помощью», «поддержкой» или «зашитой», возможно, является более привычным языком для описания происходящего (однако, эта гипотеза требует проверки).
Обращение к правозащитникам. Итак, согласно полученным цифрам, обращение к правозащитникам оказалось одним из самых результативных способов добиться защиты нарушенных прав. Но большинство россиян (92%) к ним никогда не обращались. Почему? В первую очередь потому, что в этом не было необходимости. Остальные ответ в равной мере распределились на три равные категории: респонденты «ничего не знают о правозащитниках», «не верят в их способность помочь» или «не доверяют им». При этом повышенное недоверие к правозащитникам демонстрируют люди без высшего образования и социально-незащищенные слои населения. В ответах «другое» респонденты в основном говорили о том, что – по их мнению – обращение к правозащитникам «стоит дорого»: «не было денег на них», «на это нет времени и денег», «бесплатно никто ничего не делает». И этот факт обнаруживает еще одну грань образа правозащитника в российском общественном мнении.
Денис Волков
Ссылки на исследования по теме:
- Волков Д., Гончаров С., Снеговая М. Российское общественное мнение о правовой защищенности и возможности отстоять свои права
- Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е. Пытки в России: распространенность явления и отношение общества к проблеме
- Ворожейкина Т., Гудков Л., Зоркая Н., Овакимян А. Мониторинг отношения российского населения к судебной реформе и судебной системе
- Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Российская судебная система в мнениях общества
ПРИПОМНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ, СЛУЧАЛОСЬ ЛИ, ЧТО ВАШИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ?
Да | 30 |
Нет | 67 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАСКОЛЬКО ЛЕГКО СЕГОДНЯ ОБЫЧНОМУ ЧЕЛОВЕКУ В РОССИИ ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА?
Довольно легко | 3 |
Сложно, но можно | 59 |
Практически невозможно | 34 |
Затрудняюсь ответить | 4 |
ОБРАЩАЛИСЬ ЛИ ВЫ КОГДА-ЛИБО ЗА ПОМОЩЬЮ
Обращались | Не обращались | Затрудняюсь ответить | |
В полицию, правоохранительные органы | 30 | 70 | <1 |
К юристам, адвокатам | 29 | 71 | <1 |
В суд | 17 | 83 | <1 |
Общественную приемную депутатов, президента, уполномоченного по правам человека | 9 | 91 | <1 |
К правозащитникам, в правозащитные организации | 8 | 92 | 1 |
БЫЛА ЛИ ВАША ПРОБЛЕМА РЕШЕНА ПРИ ОБРАЩЕНИИ… ?
Да, полностью | Да, частично | Нет | Затрудняюсь ответить | |
к юристам, адвокатам (458 чел) | 47 | 26 | 26 | 1 |
к правозащитникам, в правозащитные организации (128 чел) | 40 | 23 | 35 | 2 |
в суд (274 чел) | 42 | 18 | 37 | 3 |
в полицию, правоохранительные органы (479 чел) | 34 | 17 | 47 | 2 |
в общественную приемную депутатов, президента, уполномоченного по правам человека (145 чел) | 27 | 17 | 53 | 3 |
% от тех, кто не обращался к правозащитникам
ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОБРАЩАЛИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПРАВОЗАЩИТНИКАМ, В ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ? (% от тех, кто НЕ имел опыт обращения к ним)
Ничего о них не знаю | 8 |
Они не смогут помочь | 9 |
Не доверяю им | 8 |
Не было необходимости | 70 |
Другое | 3 |
Затрудняюсь ответить | 1 |
% от тех, кто считает, что можно добиться защиты своих прав
ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ СТОЛКНУЛСЯ С НАРУШЕНИЕМ СВОИХ ПРАВ? (% от тех, кто считает, что можно добиться защиты своих прав)
обратиться к правозащитникам, юристам | 53 |
обратиться с жалобами, запросами, исками в государственные органы | 39 |
привлечь внимание к своей проблеме через СМИ, акциями протеста | 20 |
решить проблему с помощью связей, блата, благодарности | 11 |
Другое | 6 |
Затрудняюсь ответить | 6 |
Опрос проведен 24 – 27 апреля 2020 года по репрезентативной выборке населения России объемом 1608 человек в возрасте от 18 лет и старше. Исследование проводилось методом телефонных интервью (CATI) по случайной двухосновной выборке (RDD) номеров мобильных и стационарных телефонов. Статистическая погрешность не превышает 2,4%. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.