Опрос проведен 19–25 марта 2020 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1624 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.
Основные результаты
- Телевидение остается наиболее используемым источником информации для россиян (74%). Тенденция на спад его использования замедлилась. Использование интернет-источников (38%) и социальных сетей (39%) несколько выросло по сравнению с прошлым годом.
- Продолжается освоение социальных сетей людьми старших возрастов. Так, за последний год в группе 40-54 лет использование социальных сетей для получения новостей выросло на 10 п.п., в возрастной группе 25-39 – только на 6 п.п.
- Растет частота потребления информации по всем популярным каналам получения информации (телевидение, интернет-издания, видеоблоги), а значит растет погруженность респондентов в информационные потоки. 44% респондентов смотрят телевидение каждый день, 36% — читают новости в интернете каждый день.
- В интернете россияне чаще всего смотрят видеоролики на следующие три темы: фильмы и кино (43%), новости в России и мире (38%) и юмор, развлечения (34%).
- 70% респондентов утверждают, что легко усваивают новости. Хуже оценивают свою способность воспринимать новостной контент респонденты старшего возраста.
- Уверенность в том, что телевидение объективно освещает экономические темы и внешнюю политику несколько выросла и составляет 48% и 57% соответственно (спад в оценках наблюдался в 2018 году на фоне падения уровня жизни и новостей о пенсионной реформе). В целом доверяют телевидению около половины респондентов.
- Продолжается рост числа пользователей социальных сетей. Также растет число тех, кто пользуется социальными сетями каждый день (51%, +5 п.п.). Наиболее популярными остаются «Вконтакте», «Однокласники», YouTube и Instagram (45%, 31%, 30%, 28% россиян соответственно). При этом число пользователей «Вконтакте» и Instagram быстро растет, а аудитория «Одноклассников» уменьшается пятый год подряд.
- Самым популярными мессенджерами остаются WhatsApp (им пользуются 59% россиян), Viber (31%) и мессенджер ВКонтакте (18%). Мессенджером Telegram пользуются 12% опрошенных респондентов. Число россиян, которые не пользуются мессенджерами, сократилось по сравнению с прошлым годом на 8 п.п. (29%).
- О таком явлении, как домовые чаты, слышала треть опрошенных респондентов (28%), а еще 6% участвуют в таких беседах. Чаще всего в таких чатах обсуждается благоустройство дома и работа управляющей компании.
Денис ВОЛКОВ
Степан ГОНЧАРОВ
Источники информации
Телевидение в списке источников новостей сохранило свои позиции по сравнению с прошлым годом и остается основным источником потребления новостной информации (74%). Обновленные данные по медиапотреблению указывают на продолжающийся рост влияния интернет-источников и социальных сетей. Из социальных сетей новости узнают более трети опрошенных россиян (39%). Этот показатель сравнялся с использованием интернет-изданий для новостной информации (38%). Новости от знакомых получает каждый пятый опрошенный респондент (21%).
Дневниковое исследование молодежи, которые Левада-Центр провел совместно со студентами ВШЭ и МГУ в марте 2020 года, указывает на то, что подавляющее большинство молодых респондентов получают новости из СМИ, причем доля новостей из аккаунтов СМИ в социальных сетях не уступает потреблению новостей СМИ на иных площадках. Исследование указывает на то, что доля различных источников информации может меняться в зависимости от тематики новостей. Новости о событиях в мире чаще поступают из СМИ. Новости на темы, которые значимы для респондентов, могут поступать в том числе от друзей и знакомых. Подробнее о дневниковом методе читайте в отдельном отчете.
Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире? (%)
Исследование указывает на то, что потребление контента становится более частым. Исследование указывает на рост интенсивности использования и телевидения, и интернет-источников. Несмотря на то, что доля россиян, использующих эти медиа, осталась на уровне прошлого года, число тех, кто пользуется этими СМИ ежедневно, растет.
Скажите, пожалуйста, как часто вы… (%)
Рост ежедневного использования телевидения происходит за счет уменьшения группы респондентов, которые смотрят его практически каждый день. Рост интенсивности потребления интернет-СМИ происходит в первую очередь за счет расширения круга пользователей интернет- СМИ. Растет и потребление новостей из видеоблогов (11%, в 2019 – 7%)
Особенно показателен вклад социальных сетей в рост потребления новостей из Интернета в средних возрастных группах. За последний год число тех, кто получает новости из социальных сетей в возрасте от 25 до 39 лет выросло на 6 процентных пунктов; в возрасте от 50 до 54 лет – на 10 п.п.
Социальные сети – Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире? (%)
Уровень доверия трем основным новостным источникам – телевидению, интернет-изданиям и социальным сетям – практически не изменился за год. Телевидение сохраняет лидерство источников информации с самым высоким доверием: ему доверяют половина россиян, интернет-изданиям и социальным сетям доверяет каждый пятый (22% и 20% соответственно).
Каким источникам вы более всего доверяете в освещении новостей в стране и в мире?
70% опрошенных считают, что легко воспринимают новостную информацию. Каждый четвертый россиянин (24%) признался, что тяжело усваивает новости о происходящих событиях. Чаще других об этом заявляли люди старшего возраста (55 лет и старше) – 29%, респонденты со средним образованием (28%).
Какое из следующих утверждений лучше всего описывает ваше отношение к ежедневно поступающим новостям о происходящем в России и мире?
Пенсионная реформа 2018 года вызвала резкое падение рейтингов власти и снижение доверия к медиа-инструментам государства, в первую очередь, государственному телевидению. С 2019 года исследования указывают на рост доверия в отношении отдельных новостных тем. Так, доверие к тому, как телевидение говорит на экономические темы вернулось на «дореформенный» уровень марта 2018 года. Доверие к освещению внешнеполитических тем также повысилось.
Как вы думаете, насколько соответствует действительности то, каким образом государственное телевидение в России освещает…
Социальные сети
Половина опрошенных россиян используют социальные сети каждый день. Ежедневное пользование социальными сетями продолжает свой рост во всех возрастных группах. Самый существенный прирост происходит в средней возрастной группе (40-54 лет): за год число ежедневных пользователей выросло на 11 п.п.
Ежедневно пользуются социальными сетями (% от опрошенных)
Наиболее часто используемые социальные сети сохраняют свои позиции по результатам мартовского опроса россиян. Доля «ВКонтакте» остается стабильной на протяжении двух последних лет. Доля «Одноклассников» продолжает снижение с 2017 года и сравнялась с выросшей за два года долей Youtube. Продолжается рост популярности Instagram (5 п.п. по сравнению с 2019 годом). Успех Youtube и Instagram указывает на рост популярности социальных сетей, предназначенных для размещения фото и видео-контента в том числе для потребления новостной информации.
Среди новых социальных сетей становится заметен TikTok, которым пользуются 5% россиян старше 18 лет (в прошлом году 2%).
Какие «социальные сети» вы посещаете? (в %% от пользователей социальных сетей)
Учитывая растущую значимость видео-контента с точки зрения формирования новостной повестки среди россиян, мы задали вопрос о темах видеороликов, которые смотрят россияне. Наиболее сильно выделяются три: «фильмы и кино» (43%), «новости в России и мире» (38%) и «юмор, развлечения» (34%).
(мар.2020) Видео на какие темы вы смотрите в интернете?
В старшей возрастной группе респонденты несколько чаще смотрят новостные видео (27%). Среди самых молодых они менее популярны (47%), чем фильмы (61%) и юмор (55%).
Видео на какие темы вы смотрите в интернете? (по возрастным группам)
Мессенджеры
Проведенный в марте опрос выявил рост числа пользователей мессенджеров с 62% до 69%. Среди группы самых молодых респондентов доля пользователей достигает 95%. Наибольший рост показал мессенджер WhatsApp. За прошедший год число россиян, указавших его использование, выросло на 10 п.п. Число пользователей двух других наиболее популярных средств обмена сообщениями – Viber и мессенджер ВКонтакте – осталось без изменений.
Пользуетесь ли вы приложениями для мобильных телефонов для звонков и обмена сообщениями? Если да, то какими?
фев.16 | мар.17 | апр.18 | мар.19 | мар.20 | |
17 | 24 | 36 | 49 | 59 | |
Viber | 16 | 20 | 29 | 31 | 31 |
Мессенджер ВКонтакте | — | 15 | 26 | 17 | 18 |
Telegram | 1 | 3 | 8 | 8 | 12 |
Skype | 14 | 12 | 19 | 14 | 10 |
Мессенджер Facebook | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 |
iMessage / FaceTime | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
Другие | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Не пользуюсь | 65 | 52 | 43 | 37 | 29 |
Затруднились ответить | 4 | 5 | 1 | 1 | 2 |
Среди жильцов многоквартирных домов все большее распространение получают так называемые «домовые чаты», где жители могут обсуждать различные темы, чаще всего связанные с домоуправлением и общим решением коммунальных проблем. Строительство горизонтальных объединений, независимых от муниципальных и частных управляющих компаний, увеличивает осведомленность жителей о финансовых и управленческих процессах. Одним из средств коммуникации, которые формируют культуру гражданского участия, постепенно становятся домовые чаты. Возникая вокруг средства коммуникации (чаще всего это месседжеры), подобные объединения отражают потребность граждан в общении и взаимодействии на уровне дома или района.
Так или иначе знакомы с этим явлением 33% опрошенных россиян, при этом почти 6% сами участвуют в таких беседах, а 28% — знают об их существовании. В крупных городах о подобных чатах знают несколько большее число опрошенных: в Москве половина опрошенных – 54%, в городах с населением от 500 тыс. жит. – 38%. В небольших городах о таких чатах знают только 25% опрошенных. Также несколько чаще о таких чатах слышали респонденты в возрасте от 25 до 39 лет (47%).
В последнее время в мессенджерах и социальных сетях получают распространение домовые или соседские чаты/беседы жильцов многоквартирных домов. Знаете ли Вы об этом явлении?
Из трети опрошенных, знающих об этом явлении, две трети не знакомы с содержанием бесед в домовых чатах (67% о тех, кто что-то слышал о чатах).
Чаще других тем в подобных обсуждаются благоустройство дома (20%), работу управляющей компании (16%) и благоустройство придомовой территории (15%).
Какие темы вы с соседями обсуждаете в этих чатах? (в %% от тех, кто знает о существовании таких чатов)
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.