Левада-Центр (Levada Lab) совместно со студентами ВШЭ и МГУ провел дневниковое исследование потребления информации среди молодых жителей крупных городов. Исследование проводилось в течение двух недель с 05.03 по 20.03.
Инструментом для проведения исследования стал Telegram-бот. Этот инструмент упростил процесс ведение дневника, сделав возможным проведение исследования по использованию цифровых медиа. Более подробное описание инструмента вы сможете найти на сайте Levada Lab (исследовательской лаборатории Левада-Центра)
Основные выводы
- Коронавирус, обсуждение поправок в Конституцию и «обнуление» сроков Путина стали ключевыми темой середины марта для исследуемой выборки молодежи. Это указывает на то, что содержательно новостная повестка не отличается драматически от общероссийской повестки (см. данные мартовского опроса Левада-Центра).
- Вместе с тем респондентов интересовали темы, которые обычно не фиксируются массовыми опросами: жизнь и события вокруг известных людей (в т.ч. Олега Тинькова, новости о котором составляли значительную часть новостей об известных людях); новости о культурных событиях (Евровидении), научные открытия, технике, юморе. Это создает более объемную картину интересов респондентов.
- Часть новостей (например, об «обнулении» президентских сроков Путина) стали краткосрочными инфоповодами, уступив место более долгосрочному тренду: эпидемии коронавируса.
- В момент возникновения мощных информационных поводов потребление новостей из сферы регулярных интересов пользователей (наука, юмор, культура) может снижаться.
- Подавляющее большинство молодых респондентов получают новости из СМИ, причем доля новостей из аккаунтов СМИ в социальных сетях не уступает потреблению новостей СМИ на иных площадках. Больше половины опрошенных получали новости от знакомых в социальных сетях. Преобладание каналов СМИ в формировании новостной повестки касается всех изученных тем. Вместе с тем доля личных контактов в социальных сетях возрастает, когда информация затрагивает личный опыт респондентов (например, введение дистанционной работы и учебы).
- Среди отдельных СМИ, использованных респондентами, преобладают Meduza, «Лентач», «РБК». Зачастую респонденты указывали в качестве источника площадку вообще («ВКонтакте», «Телеграм-каналы», «Социальные сети»), что может указывать как на то, что респондент не запоминает названия использованных медиа, так и на то, что он(а) не обращает на внимание на конкретный источник. Многие использованные медиа назывались всего несколько раз, но их спектр указывает на сильную фрагментацию медиа-ландшафта. Тем не менее, формирование повестки остается за крупными СМИ.
- Три четверти респондентов хотя бы раз отправляли сообщение с новостью знакомым, еще половина опрошенных ставили лайк (нравится) под новостью. Исследование продемонстрировало высокий уровень вовлеченности во взаимодействия с новостями. Степень взаимодействия зависит от типа новости. Респонденты активнее взаимодействовали с новостями, которые касались их лично (введение дистанционной работы и учебы) или касались постоянных интересов (наука, культура, юмор). В первом случае респонденты чаще делились новостью, во втором – ставили лайк, оценивали новость. Этому могла способствовать среда: интересные респондентам новости чаще были получены через социальные сети. Снижение доли личных контактов в числе новостных источников ведет к тому, что активность взаимодействия с новостью падает (например, новости об экономике и курсах валют).
Полный текст отчета доступен по ссылке
Упоминаемые новостные темы
Исследование пришлось на «предизоляционный период» (с 05.03.20 по 20.03.20). Это внесло серьезные изменения в спектр тем, которые упоминали респонденты во время исследования. Новости об эпидемии в России и в мире стали самыми упоминаемыми. Их как минимум однажды упоминало большинство опрошенных (71% и 59% соответственно). Половина респондентов упоминали новости, касающиеся известных людей. Особенный вклад в эту повестку внесли арест счетов и болезнь Олега Тинькова. Почти столько же упоминали изменения курсов валют (напомним, что резкое падение курса рубля началось с 9 марта). «Обнуление» сроков Путина и голосование по Конституции также интересовали молодых россиян – каждую из них отметили больше трети опрошенных. Важно уточнить, что практически каждый второй респондент упомянул новость, которую трудно было классифицировать в одну из категорий. При этом общая доля таких новостей не велика.
% респондентов, которые упомянули тему хотя бы один раз за период исследования
Коронавирус-новости об эпидемии в мире (заболевшие, разное) | 71 |
Коронавирус-новости об эпидемии в России (заболевшие, разное) | 59 |
Известные люди | 49 |
Курсы валют (падение рубля и тд) | 44 |
Референдум по Конституции и Поправки | 38 |
Политика | 38 |
Обнуление сроков Путина | 36 |
Культура (музыка, фильмы, актеры), спорт | 36 |
Коронавирус-удаленная работа и учеба | 35 |
Техника, IT, наука | 35 |
Экономика | 30 |
Отмена, закрытие, перенос мероприятий в связи с Коронавирусом | 30 |
Евровидение | 27 |
Насилие, уголовные дела | 27 |
Смешное, юмор | 21 |
Коронавирус-паника (нехватка продуктов, очереди и тд) | 16 |
Погода | 12 |
Дичь, трэш новости | 12 |
Другое | 44 |
Изменение новостной повестки во времени
Из введенных новостей стало возможно составить укрупненные темы и увидеть существенные изменения в их упоминаемости во времени.
Код «Культура, наука» включает то, что можно считать интересами респондентов. Новости о происходящих событиях в мире и стране составляют значительную долю указанных новостных тем в первые дни исследования, но затем уступают место актуальной повестке: новостям о коронавирусе в России и в мире. Значение темы коронавируса в новостной картине только растет к концу исследования. К ним добавляются новости о введении удаленной работы и дистанционной учебы, которые начинают появляться с 15 марта.
Новости, касающиеся проведения голосования и «обнуления» сроков Путина, имеют стандартную колоколообразную динамику инфоповода, пик которой приходится на 10-11 марта. По результатам опроса Левада-Центра в марте изменение Конституции РФ стало второй по упоминаемости темой марта (13%; среди молодых россиян в возрасте 18-24 лет – 17%).
Новости по экономике содержат две ключевые темы, заметные на графике: изменения курсов валют и влияние коронавируса на экономику. Скачок курса стал третьей по упоминаемости темой в марте (11%; 14% молодых россиян).
Число указанных новостей за указанный период (в %)
Источники новостей
Респондентам были предложен краткий выбор каналов распространения информации, из которых они могли узнать новость. Этот вопрос задавался после каждой введенной новости.
Подавляющее большинство респондентов получили новости из СМИ (в социальных сетях и интернете). Более половины респондентов узнали новости от друзей в соцсетях, к ним можно добавить оффлайн контакты со знакомыми (они попали «ничего из перечисленного»). Половина респондентов получали новости через пост (репост) от известных им людей, еще примерно треть – от незнакомых людей. Телевизор, как и специализированные новостные приложения, стали источником информации как минимум один раз для трети респондентов.
% респондентов, которые использовали различные каналы получения информации о новостях хотя бы один раз
Вы видели материалы СМИ в социальных сетях (и Telegram-каналах) | 85 |
Вы читали материалы СМИ в интернете | 80 |
Ваши друзья написали сообщение в социальных сетях с новостью | 58 |
Вы увидели пост с новостью от известного человека | 47 |
Вы увидели пост с новостью от незнакомого человека | 32 |
Вы видели новость по телевизору | 30 |
Вы читали новости через новостные приложения | 30 |
Ничего из перечисленного | 38 |
Отдельного внимания заслуживает распределение источников в новостной картине в зависимости от новостной темы. Для примера возьмем новости о коронавирусе в мире, введении удаленной работы и дистанционного обучения, «обнулении» сроков Путина, экономике и курсах валют.
Новости, касающиеся коронавируса в большей степени формировались с помощью медиа в социальных сетях. Новости об экономике – в равной степени приходились на материалы СМИ в соцсетях и интернете (а также новостных приложений). Эти новостные темы формировались вне близкого круга контактов, и они затрагивали личный опыт респондентов в меньшей степени. Новости, которые касались введения удаленной работы, имели непосредственное влияние на жизнь респондентов, их работу и свободное время. Они отражали изменение привычного порядка жизни многих респондентов. Поэтому значительно вырастает значение личных источников информации: в большей степени это персональное общение с близкими и в меньшей степени – через круг слабых связей в социальных сетях (посты от знакомых и незнакомых людей).
Доля источников информации по отдельным новостным темам (в %)
Кроме закрытого вопроса об источниках информации респондентам регулярно (каждые два дня) задавался открытый вопрос об использованных источниках информации. Наиболее часто используемыми источниками информации оказались «ВКонтакте» (без отдельного указания новостных источников), телеграм-каналы, веб-сайты, «Meduza», знакомые (через социальные сети и лично), «Лентач» (паблик в ВК), «РБК», «социальные сети» (без более конкретной атрибуции). Телевизор как источник новостей использовали только 8% респондентов.
Наиболее популярные СМИ, использованные респондентами за весь период исследования (хотя бы один раз).
% респондентов | |
ВКонтакте | 30 |
Meduza | 24 |
Знакомые | 19 |
Лентач | 17 |
РБК | 15 |
Социальные сети | 10 |
Агрегаторы (Яндекс, Google) | 13 |
Другие ТГ-каналы | 26 |
Другие российские сайты | 27 |
Другое | 15 |
Нет ответа | 5 |
* В таблице приведены СМИ, набравшие 10%.
Среди прочих упоминавшихся источников: ТГ Мэш, ТГ Рифмы и панчи, 4chan, BBC, Forbes, Lenta.ru, Варламов, Антиглянец, Ведомости, Газета.ру, 2ch, Euronews, КоммерсантЪ, МБХ медиа, Медиазона, Reddit, Новая газета, The Bell, РИА, ТАСС, Эхо Москвы, Пикабу и другие.
Взаимодействие с новостями
Три четверти респондентов отправляли сообщение с новостью (74%). Более половины ставили лайк (57%). Каждый пятый респондент писал комментарий или делал пост с новостью. Каждый седьмой делал репост новости (14%).
% респондентов, которые взаимодействовали с новостями одним из предложенных способов за весь период исследования
Отправляли сообщение с этой новостью другу | 74 |
Ставили лайк (нравится) | 57 |
Писали комментарий под сообщением на эту тему | 22 |
Делали пост с этой новостью | 21 |
Делали репост (распространяли чужой пост) | 14 |
Отдельные темы в большей степени провоцировали респондентов на какие-то действия в социальных сетях. В наибольшей степени – это Евровидение (впрочем, из-за небольшого числа упоминаний трудно утверждать о действительно существенных отличиях темы от других). Тем не менее, темы, связанные с интересами респондентов, чаще встречают активную реакцию пользователей социальных сетей: культура и наука, новости об известных людях, введение дистанционной учебы и работы закономерно вызывали больший интерес респондентов, так как относились к близким ему темам. Другой гипотезой, объясняющей более активное взаимодействие с этими новостями, может быть то, что новости на перечисленные темы чаще узнавались из социальных сетей, и к взаимодействию с ними респондентов подталкивала сама коммуникативная среда.
% новостей, которые сопровождались действием
Типы взаимодействия с новостями могут отличаться в зависимости от темы. Так, новости об удаленной (дистанционной) работе имеют потенциальное значение не только для самого респондента, но и для его окружения. Поэтому мы могли чаще фиксировать отправление новости другу (39% упоминаний новости сопровождались отправкой сообщения друзьям). Новости о Евровидении могли содержать медиа-контент, который мог стать поводом для поста в социальных сетях (12% упоминаний новости сопровождались постом). Наконец, самая «слабая» форма взаимодействия (лайк) указывает на наличие общего интереса к теме. Чаще других «лайкали» темы о: Евровидении (29%), культуре и науке (21%), упоминаниях известных людей (20%), юмористический контент (19%).
Источники информации, а также наличие или отсутствие реакции на новость (действие с новостью) может меняться за определенной промежуток времени. В качестве примера можно взять новости об экономике и валютах, которые вызвали сильную эмоциональную реакцию. Это выразилось в том, что респонденты стали получать информацию на эту тему от своих знакомых, а также активно реагировали на новости в социальных сетях. При том, что СМИ сохраняли свое значение как первичный источник информации, новостной бум, который завершился к 14 марта, вызвал активность и пользователей социальных сетей.
% новостей на тему экономики и курсов валют
8-13 марта | 14-20 марта | |
Источники новостей | ||
Личные контакты | 21 | 7 |
СМИ | 90 | 97 |
Действия с новостью | ||
Любая активность | 44 | 14 |
Ничего не делал(а) | 58 | 87 |
При этом другие новостные темы, например, эпидемия коронавируса в России и в мире на данном промежутке времени имели достаточно стабильный профиль источников и действий, которые пользователи предпринимали в отношении них.
% новостей на тему эпидемии коронавируса в России и в мире
5-7 марта | 8-10 марта | 11-13 марта | 14-16 марта | 17-20 марта | |
Источники новостей | |||||
Личные контакты | 22 | 25 | 25 | 19 | 28 |
СМИ | 87 | 80 | 83 | 88 | 85 |
Действия с новостью | |||||
Любая активность | 30 | 24 | 31 | 31 | 29 |
Ничего не делал(а) | 72 | 76 | 74 | 70 | 73 |
Более детальное исследование отдельных новостных тем в будущем может позволить обнаружить волны перехода от одних типов источников информации к другим. Проведенное исследование показало неоднородность информационного поля молодых россиян, множественность источников информации и реакций на новости внутри социальных сетей и интернет источников.
Методология и параметры выборки
Исследование состояло из двух частей. Дневниковая часть состояла из трех регулярных заданий: 1) указать новостную тему; 2) указать источник новости (закрытый вопрос); 3) указать действие, которое респондент мог предпринять с новостью в социальных сетях (поставить лайк, сделать репост и тд).
Исследование проводилось в течение двух недель с 05.03 по 20.03. Рекрутирование проводилось через личные контакты студентов 2-4 курсов МГУ и ВШЭ. Всего в нем приняли участие 145 человек.
Инструментом для проведения исследования стал Telegram-бот. Этот инструмент упростил процесс ведение дневника, сделав возможным проведение исследования по использованию цифровых медиа. Более подробное описание инструмента вы сможете найти на сайте Levada Lab (исследовательской лаборатории Левада-Центра)
Исследовательская команда
Айтекова Елизавета | Нестеров Никита |
Багдасарова Рузана | Оганян Артем |
Ваксина Ксения | Парщиков Данила |
Давыдкина Екатерина | Рысева Александра |
Исмагулова Асия | Титова Анна |
Камоза Елизавета | Тоенова Сурайа |
Канкия Юлия | Хавтаси Анна |
Киселева Ксения | Хоменко Полина |
Климова Валентина | Цыганкова Камилла |
Крылова Наталья | Школьный Илья |
Михалева Влада |
СТЕПАН ГОНЧАРОВ
ОЛЬГА КАРАЕВА