Пандемия коронавируса и обесценение рубля на фоне нефтяного кризиса значительно ухудшили восприятие населением как текущей, так и будущей ситуации в стране. Индекс потребительских настроений, составлявший в январе 2020 г. 103 пункта, по данным на март рухнул на 20 пунктов до 83 (значения ниже 100 являются отрицательными, выше – положительными). Сильнее всего – почти на треть – упал индекс потребительских настроений в Москве. Это произошло еще до того, как большинство регионов вслед за Москвой объявили режим обязательной самоизоляции с закрытием практически всех предприятий розничной торговли и услуг, кроме продажи продовольствия и лекарств.
Похожее резкое падение ожиданий потребителей наблюдалось лишь на пике мирового финансового кризиса: тогда за первый квартал 2009 г. индекс потребительских настроений упал на 25 пунктов. Потребительские оценки того периода смогли приблизиться к позитивной зоне только спустя 12 месяцев (к концу 2009 г.).
Рис.1. Динамика агрегированного индекса потребительских настроений (ИПН)
Текущее снижение потребительского оптимизма сопровождается усиливающейся неуверенностью в перспективах улучшения экономической ситуации в стране.
Изменения коснулись всех компонентов индекса потребительских настроений. Индекс ожиданий будущего снизился на 25 пунктов по сравнению с началом года (со 111 в январе 2020 г. до 86 в марте). Это самое большое двухмесячное снижение за весь период наблюдений с 2009 года.
При этом прогнозы россиян на долгосрочный период оптимистичнее (94 пункта), чем на краткосрочный (82 пункта), хотя оба показателя находятся в негативной зоне.
Рис.2. Динамика компонентов индекса потребительских настроений (ИПН)
Снижение коснулось как оценок семейного будущего, так и будущего страны. При этом оценки будущего страны снизились на 37 пунктов, семьи – на 23 пункта. Таким образом, уверенность в будущем экономики страны ниже, чем в собственном достатке на горизонте ближайшего года. Доля ожидающих ухудшения своего материального положения семьи в ближайшие 12 месяцев вдвое превосходит долю тех, кто ожидает улучшения (31% против 15%). Негативного развития положения дел в стране в ближайшей перспективе ожидают 45%, на улучшение надеются 25%.
Мартовские прогнозы россиян относительно долгосрочного развития экономики более спокойные: 23% ожидают ухудшения ситуации, 16% – улучшения. Практически половина опрошенных затрудняется дать свою оценку (45%), но это привычно при оценках на долгосрочный период.
Наиболее чувствительны к ухудшению экономической ситуации оказались жители столицы. Потребительские настроения москвичей с начала года снизились на 31 пункт, среди жителей крупных и средних городов снижение составило 22-23 пункта, а среди малых городов и сел –почти вдвое меньше, 16 пунктов. Жители столицы могли в первую очередь увидеть снижение качества жизни в связи с ограничением торговли и сферы услуг, к тому же в столице в первую очередь были введены карантинные меры.
Ожидания будущего в Москве, очага наибольшего распространения COVID-19, еще более пессимистичные, чем по стране в целом. Среди столичных жителей практически нет тех, кто ожидает в ближайшем времени изменений своего материального положения в лучшую сторону: только 6% надеется, что финансовая ситуация их семьи улучшится за 12 месяцев (в январе этот показатель составлял 21%). Ухудшения ждут 40% жителей столицы. Ухудшение эпидемиологической ситуации в стране и более жесткие карантинные меры могут привести к распространению схожих настроений в других регионах России.
Таблица 2. Индекс потребительских настроений среди жителей разных типов населенных пунктов за январь-март 2020 г.
Москва | города более 500 тыс. | города от 100 до 500 тыс. | города до 100 тыс. | села | |
янв.2020 | 102 | 104 | 109 | 105 | 98 |
март.2020 | 71 | 82 | 86 | 89 | 82 |
разница | 31 | 22 | 23 | 16 | 16 |
Оценки потребительских настроений также включают показатели готовности покупать дорогостоящие товары. В методологии индекса потребительских настроений за этот параметр отвечает индекс целесообразности крупных покупок. Чем выше его значение, тем больше будут склонны потребители тратить, нежели сберегать. Индекс крупных покупок рос на протяжении всего 2019 года, но уже с начала первого квартала 2020 г. перешел в негативную зону, составив 99 пунктов в январе и опустившись до 84 пунктов в марте. На момент последнего замера 20% опрошенных считали текущее время удачным для совершения крупных покупок, тогда как более трети (36%) оценивали его как плохой период для дорогостоящих трат. В январе доли негативных и позитивных оценок были почти равными: 28% были за крупные траты, 29% – за их откладывание.
Оценка целесообразности крупных покупок имеет достаточно высокую степень связности с оборотом розничной торговли непродовольственными товарами. Так, респонденты декларируют готовность к крупным покупкам на один-два квартала ранее, чем статистические ведомства наблюдают рост покупок в розничном секторе. Однако в ситуации кризиса отклик рынка может быть существенно быстрее. Следовательно, несмотря на ажиотажный спрос на товары первой необходимости в период ожидания карантина и самоизоляции, который отмечался агентством Nielsen в марте, можно предположить, что рынок розничной торговли ожидает спад в течение II-III кварталов 2020 г. из-за резко возросшей неуверенности потребителей в экономической ситуации.
Дать какой-либо прогноз потребительских настроений в условиях экономической неопределенности практически невозможно. Абсолютный минимум индекса был зафиксирован в начале 2016 году, что соответствует периоду активного экономического и геополитического противостояния России и стран Запада. Стоит помнить, что индекс отражает субъективные характеристики ситуации и сравнивать эти два периода не совсем корректно. Восприятие социальной ситуации может отличаться в зависимости от того, что является причиной кризиса, и насколько адекватные меры государство предпринимает для решения проблем. Минимум в 2016 году был достигнут чуть больше, чем за год, а текущее падение потребительских настроений произошло за два месяца. Постепенное снижение позволяет сформировать новые потребительские ожидания и задать новый уровень жизни, относительно которого респонденты дают свои оценки. В условиях, когда уровень жизни падает стремительно, это может стать существенным дестабилизирующим фактором для политической и социальной обстановки.
Рис.3. Динамика индекса целесообразности совершения крупных покупок
Опрос проведен 19–25 марта 2020 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1624 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Данный материал также опубликован на ECONS.ONLINE. Прочитать его можно по ссылке.
ОЛЬГА КАРАЕВА
СТЕПАН ГОНЧАРОВ