Пресс-выпуски

Семейные нужды

Для понимания потребительских возможностей и стратегий населения недостаточно изучать только реальные траты (среднюю сумму чека; количество граждан, купивших турпутевки и пр.). Следует учитывать и субъективный фактор, то есть самооценки респондентами своего материального положения и своих расходов.

В данном исследовании – это представление о том, на что должно хватать семейного бюджета, чтобы «жить нормально». Уточнение о «нормальности» было намерено включено в формулировку вопроса: с одной стороны, чтобы избежать нереальных и шуточных ответов (например, «золотого BMW»), с другой – чтобы посмотреть на то, как запрос на удовлетворение тех или иных потребностей зависит от социального статуса человека, часто выступающего незримым ориентиром «нормальной» жизни и формирующего представления о ней. Но главное: «нормальность» подразумевает коллективно разделяемую социальную норму, которая демонстрирует, что и как следует потреблять, чтобы быть «как все».

В июле 2019 года Левада-Центр повторил этот вопрос в закрытой форме в целях сопоставления с результатами опроса, проведенного в декабре 2017 года. Изначально он задавался как открытый, т.е. без карточки со списком ответов, и далее на основе наиболее распространённых мнений была сформирована закрытая форма, предлагающая согласиться с той или иной позицией и/или назвать свою.

Иерархия основных семейных нужд от 2017-го к 2019-му существенно не изменилась (Таблица 1). Первая тройка по-прежнему включала текущие траты, не выходящие за горизонт краткосрочного планирования[1]: на «полноценное и качественное питание» (77%), «оплату жилья» (62%) и «одежду и обувь» (55%).

Если на уровне абсолютных значений, кажется, что есть положительные изменения (снижение), то относительные показатели (пересчет ответов к 100%), нивелирующие влияние частотности ответов, которая в 2017 была несколько выше, скорее, свидетельствуют об их отсутствии. За прошедшие два года респонденты чуть чаще стали отмечать оплату ЖКХ и лечение, покупку лекарств, что может указывать на рост недоступности данных статей расходов для части населения (Таблица 2). Отчасти, эти изменения подтверждают данные об основных проблемах, которые более всего тревожат население: от 2017-го к 2018-му выросла доля тех, кто указывал на «недоступность многих видов медицинского обслуживания».

Интересно, что в самом конце списка располагаются «досуг и развлечения», которые заняли последнее ранговое место среди необходимых семейных нужд (Рисунок 1), то есть отказываться от досуга – это норма для значительной части населения, проявление понижающей адаптации. Неудивительно, что среднестатистический житель России практически не ходит в театр и на концерты или делает это крайне редко.

Можно разделить выборочную совокупность на две группы, исходя из медианного значения среднедушевого дохода. У половины опрошенных среднедушевой доход не превышал 15 000 рублей (как результат деления величины общего семейного дохода на количество человек, проживающих в семье). Согласно Таблице 3, респонденты, у которых доход был не выше медианного значения, чаще отмечали, что денег должно хватать на «текущую оплату жилья» и » покупку лекарств» (68 против 58 и 57 против 46% соответственно), в то время как опрошенные с доходом выше медианного значения чаще называли среди необходимых расходов «покупку автомобиля» (12 против 5%) и «отдых, путешествия» (20 против 13%). Если сравнивать первую (самые бедные 10% респондентов по среднедушевому доходу, в этом исследовании — до 6000 тыс. рублей) и последнюю (самые богатые 10% – от 30 тыс. рублей и выше) децильные группы, то вторые практически в 4 раза чаще отмечали «нормальность» путешествий и приобретения автомобиля; в 2,5 раза чаще называли покупку товаров длительного пользования и бытовой техники среди признаков «нормальной» жизни.

Получается, чем благополучнее (по самооценкам) финансовое положение респондента/его семьи, тем более расширенные представления о «нормальном» потреблении он демонстрировал. Напротив, менее состоятельные респонденты, чьи доходы не превышали медианного значения (а это половина совершеннолетних жителей России), концентрировались на удовлетворении базовых, ежедневных и необходимых потребностей, не называя недоступные траты, такие как отдых или покупка жилья.

Потребительские стратегии респондентов старше 55 лет можно охарактеризовать как вынужденные (или как «потребительское поведение бедности»[2]) – они интенсивнее представителей остальных возрастных когорт отмечали траты на питание, ЖКХ и лекарства (Таблица 4). В целом у молодых опрошенных более расширенная идеальная структура потребления (у них и самая высокая частота ответов), в которую они чаще остальных включали расходы на одежду и обувь, образование, здоровый образ жизни, покупку техники и досуг.

Таблица 1. НА КАКИЕ СЕМЕЙНЫЕ НУЖДЫ ДОЛЖНО ХВАТАТЬ ДЕНЕГ ТАКОЙ СЕМЬЕ, КАК ВАША, ЧТОБЫ ЖИТЬ НОРМАЛЬНО? (респонденту предлагалась карточка со списком ответов, и он могли выбрать более одного и/или назвать свой; ранжировано по убыванию по июлю 2019 г.)

 дек.17июл.19
Полноценное и качественное питание8177
Текущая оплата жилья (ЖКУ, оплата аренды жилья)5862
Одежда, обувь6455
Лечение, покупка лекарств4451
Здоровый образ жизни, занятия спортом, профилактика заболеваний2219
Образование, дополнительное обучение1617
Ремонт и обустройство жилья, покупка мебели2317
Отдых и путешествия за пределами постоянного места жительства2217
Возможность материально поддерживать других (родственников, детей и т.п.)1212
Бытовая техника, товары длительного пользования1711
Покупка квартиры, дачи, дома1711
Покупка автомобиля159
Текущие затраты на транспорт — общественный и личный127
Досуг и развлечения там, где живете116
Другое («все перечисленное», «налоги» и др.)11
Затрудняюсь ответить21

Рисунок 1. Распределение ответов в 2019-м году

Таблица 2. Распределение ответов, пересчитанных к 100%

 дек.17июл.19
Полноценное и качественное питание1921
Текущая оплата жилья (ЖКУ, оплата аренды жилья)1417
Одежда, обувь1515
Лечение, покупка лекарств1114
Здоровый образ жизни, занятия спортом, профилактика заболеваний55
Образование, дополнительное обучение45
Ремонт и обустройство жилья, покупка мебели65
Отдых и путешествия за пределами постоянного места жительства55
Возможность материально поддерживать других (родственников, детей и т.п.)33
Бытовая техника, товары длительного пользования43
Покупка квартиры, дачи, дома43
Покупка автомобиля42
Текущие затраты на транспорт — общественный и личный32
Досуг и развлечения там, где живете32
Другое<1<1
Затрудняюсь ответить<1<1

Таблица 3. Распределение ответов в зависимости от медианного значения среднедушевого дохода (ранжировано по убыванию по столбцу «в целом по выборке»)

 В целом по выборкеМедиана и нижеВыше медианы
Полноценное и качественное питание777677
Текущая оплата жилья (ЖКУ, оплата аренды жилья)626858
Одежда, обувь555455
Лечение, покупка лекарств515746
Здоровый образ жизни, занятия спортом, профилактика заболеваний191721
Образование, дополнительное обучение171816
Ремонт и обустройство жилья, покупка мебели171718
Отдых и путешествия за пределами постоянного места жительства171320
Возможность материально поддерживать других (родственников, детей и т.п.)121312
Бытовая техника, товары длительного пользования11814
Покупка квартиры, дачи, дома111012
Покупка автомобиля9512
Текущие затраты на транспорт — общественный и личный777
Досуг и развлечения там, где живете657
Другое111
Затрудняюсь ответить111

Таблица 4. Распределение ответов в зависимости от возраста

 18-2425-3940-5455+
Полноценное и качественное питание74757580
Текущая оплата жилья (ЖКУ, оплата аренды жилья)55566070
Одежда, обувь60556048
Лечение, покупка лекарств40434465
Здоровый образ жизни, занятия спортом, профилактика заболеваний26211915
Образование, дополнительное обучение2823216
Ремонт и обустройство жилья, покупка мебели15171916
Отдых и путешествия за пределами постоянного места жительства19191912
Возможность материально поддерживать других (родственников, детей и т.п.)11101314
Покупка квартиры, дачи, дома1618105
Бытовая техника, товары длительного пользования17101110
Покупка автомобиля131194
Текущие затраты на транспорт — общественный и личный11886
Досуг и развлечения там, где живете11764
Другое<1121
Затрудняюсь ответить<12<11

[1] В этом исследовании индикатор «горизонта планирования будущего» не задавался, но мы знаем, что, по данным октября 2018 года, практически каждый второй совершеннолетний житель России разделял установку, согласно которой «он не знает, что с ним будет даже в ближайшие месяцы». https://www.levada.ru/2018/11/08/gorizont-planirovaniya-budushhego/

[2] Красильникова М.Д. Культура бедности. Постсоветский комментарий к Веблену // Вестник общественного мнения. №1, 2011.

Карина ПИПИЯ, канд. социол. наук,
научный сотрудник Левада-Центра

Опрос проведен 18 – 24 июля 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1608 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):