Опрос проведен 27 июня – 4 июля 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1605 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
Образы власти, советской и нынешней
Настоящий текст содержит результаты массовых опросов жителей России, фиксирующих их представления о характере власти и ее оценки. Высокий рейтинг президента (одобрения и поддержки) создает впечатление о полном единодушии и удовлетворенности населения деятельностью властных структур. Показатели «организованного консенсуса» и безальтернативности фигуры «национального лидера» в деятельности официозных СМИ превращены в мощные инструменты пропаганды и манипулирования общественным мнением, подавления инакомыслия, дискредитации политиков из «несистемной оппозиции» в качестве отщепенцев, авантюристов и провокаторов, «поющих с чужого голоса». Дополнительно к цензуре независимых каналов информации, этот светлый образ «народного единства» скрывает реальную и гораздо более противоречивую картину отношения россиян к структурам власти и действующему государству. Публикуемые ниже данные опросов представляют собой материалы долговременной исследовательской программы «Советский простой человек», ведущейся командой Ю.А.Левады с 1989 года.
В данном случае используется техника описания массовых установок, близкая по характеру к процедуре «семантического дифференциала», когда опрашиваемый из большого числа семантических определений выбирает те, которые соответствуют его представлениям об описываемом объекте. В отличие от обычной методической техники опросов общественного мнения, когда респондентам задаются короткие диагностические вопросы, предполагающие согласие с тем или иным суждением или квалифицирующим высказыванием, используемая здесь процедура носит более сложный характер, предполагающий последующие действия по типологизации и агрегированию сходных или взаимосвязанных оценок. Несмотря на свою видимую «громоздкость» и большой объем переменных (количество амбивалентных характеристик при этом может достигать 30), такая методика позволяет выявить латентные установки, обычно скрываемые в рутинных приемах при опросах общественного мнения, и избежать подстраивания респондента под его представления о том, как должно отвечать «большинство», то есть в значительной мере снять механизмы оппортунистического присоединения к «правильному мнению» конформистов, старающихся продемонстрировать свою лояльность репрессивной власти («спираль молчания»).
Социологи используют такие процедуры для диагностики двоемыслия, противоречивых ценностных установок, особенно в случаях, когда открытое выражение каких-то взглядов, верований, предрассудков или убеждений респондента может восприниматься окружающими как «неприличное» поведение или опасное для самого их носителя. Такие мнения, как считается, не разделяются большинством и согласие с ними, может быть выражено только среди «своих», в неформальной обстановке и т.п. Подобные методики предназначены для выявления латентных ксенофобских или расовых предубеждений, страхов, комплексов неполноценности, агрессии, религиозного, идеологического или иного вида инакомыслия. Сама дробность и множественность предлагаемых для описаний тех или иных социальных феноменов семантических категорий и определений ослабляет возможности конформистского «самоконтроля» респондента, позволяя ему называть те характеристики оцениваемого объекта, которые обычно он старается контролировать из соображений необходимости следовать общепринятым социальным нормам, из лицемерия или оппортунизма.
Таблица 1*. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, БЫВШИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ ПРЕЖНЕЙ, СОВЕТСКОЙ, ВЛАСТИ КОНЦА 1970-х — НАЧАЛА 1980-х гг.
(респонденты могли назвать 5-6 характеристик; в % к числу опрошенных;
ранжировано по 1998 г.)
Год, месяц опроса |
1998 январь |
2001 декабрь |
2005 ноябрь |
2008 август |
2012 октябрь |
2015 март |
2019 июнь |
Близкая народу, людям | 36 | 30 | 34 | 27 | 29 | 24 | 29 |
Законная | 32 | 22 | 28 | 23 | 22 | 26 | 20 |
«Своя», привычная | 32 | 24 | 26 | 18 | 18 | 18 | 12 |
Бюрократичная | 30 | 26 | 30 | 24 | 15 | 25 | 15 |
Сильная, прочная | 27 | 25 | 30 | 24 | 27 | 23 | 25 |
Недальновидная | 23 | 14 | 21 | 13 | 10 | 11 | 18 |
Авторитетная, уважаемая | 21 | 21 | 24 | 18 | 19 | 22 | 15 |
Келейная, закрытая | 17 | 14 | 13 | 14 | 10 | 10 | 5 |
Справедливая | 16 | 16 | 21 | 15 | 16 | 17 | 22 |
Криминальная, коррумпированная | 13 | 13 | 12 | 8 | 6 | 6 | 11 |
Честная, открытая | 13 | 11 | 13 | 8 | 13 | 13 | 15 |
Ограниченная, неумная | 9 | 7 | 8 | 7 | 5 | 5 | 6 |
Образованная, интеллигентная |
8 | 12 | 13 | 8 | 11 | 11 | 9 |
Слабая, беспомощная | 8 | 6 | 8 | 5 | 4 | 6 | 9 |
Непоследовательная | 8 | 6 | 9 | 5 | 4 | 4 | 7 |
Паразитическая | 8 | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Далекая от народа, чужая | 8 | 8 | 10 | 8 | 5 | 8 | 7 |
Непрофессиональная, безграмотная | 6 | 6 | 8 | 6 | 5 | 4 | 6 |
Эффективная, компетентная | 5 | 10 | 11 | 5 | 8 | 9 | 8 |
Некомпетентная | 4 | 6 | 7 | 3 | 5 | 6 | 6 |
Прагматичная | 2 | 2 | 5 | 4 | 4 | 7 | 4 |
Незаконная | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 |
Затруднились ответить | 11 | 12 | 13 | 22 | 24 | 22 | 7 |
Сумма всех ответов | 335 | 299 | 352 | 272 | 265 | 284 | 289 |
Доля позитивных определений власти (%) | 57 | 57 | 57 | 57 | 61 | 57 | 54 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1500 | 2000 | 1600 | 1600 | 1600 |
Таблица 2*. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ НЫНЕШНЮЮ ВЛАСТЬ (ранжировано по 1998 году)
1998 январь |
2001 декабрь |
2005 ноябрь |
2008 август |
2012 октябрь |
2015 март |
2016 июнь |
2019 июнь |
|
Криминальная, коррумпированная | 63 | 50 | 62 | 30 | 52 | 41 | 31 | 41 |
Далекая от народа, чужая | 41 | 34 | 42 | 19 | 32 | 27 | 23 | 31 |
Непоследовательная | 32 | 25 | 29 | 9 | 12 | 12 | 10 | 15 |
Слабая, беспомощная | 31 | 21 | 20 | 5 | 10 | 8 | 7 | 13 |
Недальновидная | 28 | 17 | 25 | 8 | 12 | 14 | 9 | 19 |
Бюрократичная | 22 | 24 | 39 | 26 | 30 | 32 | 26 | 24 |
Паразитическая | 18 | 12 | 15 | 5 | 11 | 12 | 11 | 13 |
Незаконная | 13 | 10 | 16 | 5 | 9 | 7 | 4 | 11 |
Непрофессиональная, безграмотная | 13 | 7 | 12 | 5 | 8 | 9 | 8 | 11 |
Законная | 12 | 10 | 9 | 21 | 8 | 16 | 23 | 15 |
Ограниченная, неумная | 12 | 4 | 8 | 2 | 6 | 5 | 5 | 9 |
Келейная, закрытая | 8 | 7 | 8 | 5 | 7 | 9 | 8 | 6 |
Образованная, интеллигентная | 6 | 12 | 13 | 19 | 11 | 14 | 8 | 6 |
Некомпетентная | 3 | 6 | 9 | 13 | 6 | 10 | 7 | 5 |
Эффективная, компетентная | 3 | 3 | 6 | 12 | 6 | 9 | 9 | 6 |
Честная, открытая | 3 | 3 | 3 | 9 | 4 | 7 | 7 | 9 |
Справедливая | 3 | 3 | 3 | 7 | 4 | 6 | 6 | 8 |
«Своя», привычная | 3 | 2 | 4 | 5 | 4 | 12 | 4 | 7 |
Близкая народу, людям | 2 | 3 | 5 | 9 | 5 | 5 | 4 | 8 |
Сильная, прочная | 2 | 4 | 7 | 16 | 10 | 18 | 19 | 14 |
Прагматичная | 4 | 5 | 6 | 7 | 5 | 9 | 7 | 6 |
Авторитетная, уважаемая | 2 | 4 | 7 | 17 | 6 | 14 | 11 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 22 | 24 | 22 | 14 | 13 | 9 | 7 |
Число опрошенных | 1500 | 1600 | 1600 | 1500 | 2000 | 1600 | 1600 | 1600 |
Сумма всех ответов | 324 | 269 | 380 | 254 | 253 | 268 | 247 | 285 |
Доля позитивных определений власти (%) | 13 | 22 | 27 | 45 | 25 | 38 | 42 | 32 |
* В таблицах 1 и 2 курсив обозначены негативные характеристики, жирным курсивом – устойчивые или доминантные значения коллективных мнений, сохраняющие свою значимость в течение длительного времени или всего периода измерений.
Если свести данные обеих таблиц (№ 1 и 2), то мы получим следующую матрицу распределения самых частых (а значит – доминирующих, то есть обладающих силой общеизвестной нормы) коллективных мнений о прошлой и нынешней власти (в скобках среднее число ценностных определений за все замеры, в %%):
Таблица 3. Семантические доминанты восприятия власти
(рассчитывается как сумма всех полученных ответов за 1998-2019 годы,
деленная на количество проведенных опросов)
Прежняя, советская | Нынешняя, современная |
близкая народу, людям (30) бюрократичная (27) сильная, прочная (26) законная (25) «своя», привычная (21) авторитетная, уважаемая (20) справедливая (18) |
криминальная, коррумпированная (46) далекая от народа, чужая (31) бюрократичная (28) непоследовательная (18) недальновидная (17) слабая, беспомощная (15) паразитическая (13) |
Устойчивость подобных мнений свидетельствует о том, что данные опросов фиксируют глубоко лежащую в массовом сознании структуру представлений. С одной стороны, она отражает текущие прагматические оценки моральных и функциональных качеств и свойств российских политиков, с другой – особенности коллективной идентичности, то есть тип организованности сознания, уже не связанной с конкретными обстоятельствами актуальных событий и процессов. Теоретически правильнее утверждать, что накопленный социальный опыт, аккумулированный в структуре коллективной идентичности, определяет механизмы и характер массового восприятия изменчивой социальной действительности.
Даже, если мы возьмем данные замеров в самые благоприятные для власти годы (за 2008 г. – пик массовой удовлетворенности экономическим положением, время потребительского бума и патриотически-милитаристской гордости, переживаемой после российско-грузинской войны; или за 2015-2016 годы – период крымской мобилизации и патриотической эйфории, консолидации вокруг государственной власти и наибольшей удовлетворенности ее деятельностью, максимумы одобрения президента), то мы все равно увидим ту же двойственную структуру отношения к власти, что и в годы нарастания общественного недовольства режимом, массовыми демонстрациями протеста среднего класса в крупнейших городах, падением популярности ведущих политиков и резко негативными оценками работы основных государственных институтов – Госдумы, правительства и т.п. [1]
Таблица 4
А. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, БЫВШИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ ПРЕЖНЕЙ, СОВЕТСКОЙ, ВЛАСТИ КОНЦА 1970-х — НАЧАЛА 1980-х гг.**
Б. НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ НЫНЕШНЮЮ ВЛАСТЬ**
А.2008 | Б.2008 | Б-А | А.2015 | Б.2016 | Б-А | |
Криминальная, коррумпированная | 8 | 30 | 22 | 6 | 31 | 25 |
Далекая от народа, чужая | 8 | 19 | 11 | 8 | 23 | 15 |
Непоследовательная | 5 | 9 | 4 | 4 | 10 | 6 |
Слабая, беспомощная | 5 | 5 | = | 6 | 7 | 1 |
Недальновидная | 13 | 8 | -5 | 11 | 9 | -2 |
Бюрократичная | 24 | 26 | 2 | 25 | 26 | 1 |
Паразитическая | 5 | 5 | = | 5 | 11 | 6 |
Незаконная | 2 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 |
Непрофессиональная, безграмотная | 6 | 5 | -1 | 4 | 8 | 4 |
Законная | 23 | 21 | -2 | 26 | 23 | -3 |
Ограниченная, неумная | 7 | 2 | -5 | 5 | 5 | = |
Закрытая, келейная, | 14 | 5 | -9 | 10 | 8 | -2 |
Образованная, интеллигентная | 8 | 19 | 11 | 11 | 8 | -3 |
Некомпетентная | 3 | 13 | 10 | 7 | 7 | = |
Эффективная, компетентная | 5 | 12 | 7 | 9 | 9 | = |
Честная, открытая | 8 | 9 | 1 | 13 | 7 | -6 |
Справедливая | 15 | 7 | -8 | 17 | 6 | -11 |
«Своя», привычная | 18 | 5 | -13 | 18 | 4 | -14 |
Близкая народу, людям | 27 | 9 | -18 | 24 | 4 | -20 |
Сильная, прочная | 24 | 16 | -8 | 23 | 19 | -4 |
Прагматичная | 4 | 7 | 3 | 7 | 7 | = |
Авторитетная, уважаемая | 18 | 17 | -1 | 22 | 11 | -11 |
** Жирным шрифтом выделены значимые варианты ответов; ранжировано по 1998 г.
Различия в оценках качеств власти у разных социальных групп или категорий населения в целом незначительны, хотя имеют место: более критичны настроены к нынешней власти респонденты из групп, обладающих большими социальными ресурсами (высоким уровнем образования, более обеспеченные, жители Москвы, активные возрастные категории 25-ти – 50-летние люди). Напротив, социальная периферия (село, пожилые и малообразованные категории населения, бедные и т.п.) склоны более позитивно оценивать советскую власть, поскольку сильнее нуждаются в идеализации прошлого, то есть в нормативной инстанции для выражения своего отношения к настоящему. Механизмы негативной идентичности сильнее проявляются там, где подавлены или стерилизованы ресурсы и возможности для активного Я, индивидуального действия и самовыражения.
Нижняя точка уважения к российским политикам приходится на конец периода массовых демонстраций протеста (2011-2013 годов). Присоединение Крыма и конфронтационная политика в отношении Запада заметно подняли уважение к власти, хотя и не компенсировало доминирующие негативные оценки политического класса России.
При всех колебаниях общественного мнения, вызванных как событиями в общественно-политической жизни, так и манерой освещения и подачи их в СМИ, влиянием пропаганды или динамикой экономических процессов, двойственная структура восприятия и отношения к политике сохраняется. Стерилизация демократического участия в политике и возможностей влиять на принятие важнейших для общества решений оборачивается стойким недоверием ко всей сфере политики, принятой системе отбора во властные и представительские органы государства, к суду и т.п. и негативным отношением к властям разного уровня (что можно видеть на фиксируемых социологическими опросами длительных трендах – см. раздел Индикаторы на сайте Левада-Центра). Уровень недовольства работой Дмитрия Медведева и недоверия премьер-министру составляет 65%, российскому «парламенту», Госдуме – 60%, правительству – 55% и т.д. Общество, лишенное контроля над выборами, социальной политикой и политическими процессами, реагирует на происходящее тем, что хронически относится к российским политикам с высокой степенью недоверия и морального или профессионального осуждения (табл.5):
Таблица 5. КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЧЕРТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИКОВ?
(выберите 5 качеств; в % к числу опрошенных; ранжировано по 2015 г.)
1995 июль |
2014 январь |
2015 март |
|
Стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами | 39 | 44 | 36 |
Корыстолюбие | 26 | 41 | 33 |
Неуважение к рядовым гражданам | 34 | 37 | 28 |
Пренебрежение к законам | 31 | 36 | 25 |
Бесчестность, непорядочность | 24 | 30 | 18 |
Безнравственность | 19 | 27 | 15 |
Любовь к России | 14 | 7 | 15 |
Высокий профессионализм | 10 | 9 | 14 |
Высокий интеллект | 10 | 9 | 13 |
Непрофессионализм | 26 | 23 | 13 |
Высокие волевые качества | 9 | 8 | 13 |
Честность, порядочность | 8 | 4 | 9 |
Желание получить власть только честным демократическим путем | 6 | 2 | 8 |
Нелюбовь к России | 11 | 12 | 7 |
Уважение к рядовым гражданам | 7 | 3 | 7 |
Строгое соблюдение законов | 5 | 2 | 7 |
Безволие | 15 | 7 | 6 |
Вера в Бога | 4 | 1 | 6 |
Скудоумие | 11 | 11 | 6 |
Высокая нравственность | 5 | 1 | 4 |
Атеизм | 5 | 1 | 3 |
Бескорыстие | 5 | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 19 | 12 | 16 |
Число опрошенных | 1543 | 800 | 1603 |
Сумма всех ответов | 324 | 316 | 275 |
% Позитивных определений | 27 | 15 | 40 |
В массовом сознании после разочарования населением результатами реформ, тем, что давние государственно-патерналистские ожидания, социалистические иллюзии, надежды на справедливое государство не оправдались, проявились, усилились и закрепились представления об алчности и беспринципности тех, кто стремится к власти, кто вступил на путь политической или бюрократической карьеры. Большой разницы в представлениях о функциональных различиях чиновников и политиков в массовом сознании нет, поскольку нет реально обособленных и разграниченных, автономных институтов открытой конкурентной борьбы за власть (политики) и собственно сферы массового управления (государства). Инерция тоталитаризма сказывается в том, что разделение властей провозглашено, но в реальности полностью уничтожено после 1998-2003 годов. Старые двойственные советские представления о советской власти, ее оправдании и не соответствии своему идеологическому назначению, не только не исчезли, а напротив, трансформировались с одной стороны, в идеализированные образы прошлой власти (справедливой, заботливой, сильной, честной), а с другой – в негативные стереотипы коррумпированной, олигархической и развращенной плутократии. Основу этих последних представлений составили стандарты обывательского понимания бюрократии и власти, сложившиеся именно в позднесоветское время. Новых представлений о власти за весь период неудачного транзита от распадающегося тоталитаризма к демократии так и не было выработано.
Таблица 6. С КАКИМИ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС СТОЯТ У ВЛАСТИ, ВЫ БЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, СОГЛАСИЛИСЬ? (множественный выбор)
Год, месяц опроса | 1994 VIII |
1998 III |
2006 II |
2010 II |
2012 I |
2012 VIII |
2013 IV |
Это люди, которые заботятся о благе народа | 17 | 16 | 10 | 12 | 19 | 14 | 10 |
Это люди, озабоченные только своими привилегиями и доходами | 39 | 57 | 56 | 40 | 37 | 33 | 41 |
Это образованные, знающие специалисты | 14 | 19 | 15 | 22 | 22 | 25 | 18 |
Это организаторы-практики, умеющие работать с людьми | 10 | 12 | 12 | 14 | 15 | 14 | 12 |
Это люди идейные, убежденные | 5 | 9 | 6 | 10 | 9 | 7 | 6 |
Это защитники «доперестроечных» порядков | 8 | 7 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Для этих людей главное — сама власть | 41 | 49 | 43 | 27 | 34 | 32 | 34 |
Затрудняюсь ответить | 19 | 9 | 6 | 10 | 11 | 12 | 9 |
Число опрошенных | 2957 | 1600 | 1600 | 800 | 800 | 800 | 1100 |
Таблица 7. ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, БОЛЕЕ ВАЖНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС СТОЯТ У ВЛАСТИ В РОССИИ: ПРОЦВЕТАНИЕ СТРАНЫ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?
Год, месяц опроса | 2001 XI |
2006 II |
2006 XI |
2010 II |
2012 I |
2012 VIII |
2013 IV |
2014 IV |
2015 VI |
2016 XI |
2017 XI |
Процветание страны | 32 | 16 | 27 | 27 | 28 | 30 | 26 | 35 | 30 | 30 | 33 |
Сохранение и укрепление собственной власти | 59 | 72 | 60 | 59 | 59 | 58 | 62 | 52 | 58 | 59 | 54 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 12 | 13 | 14 | 13 | 12 | 12 | 13 | 12 | 11 | 13 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1600 | 800 | 800 | 800 | 800 | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 |
Ни один из политиков или функционеров высшего уровня, кроме В.Путина, не пользуется сколько-нибудь существенным доверием в обществе, хотя и у него за полтора последних года рейтинг доверия снизился на треть: с 59 до 40%). Даже самые известные министры, проводники политики президента (обороны и иностранных дел), имеют весьма низкий рейтинг доверия: за последний год от 14 до 18%, премьер-министр – 7-9%. Показатели доверия у партийных лидеров (из допущенных в ГД) также не превышают 14-15%, потолок задан Жириновским; у Зюганова – 7-9%, у Миронова или Матвиенко – от 1 до 3%). Напротив, показатели недоверия («нет таких политиков, которым я доверяю», «никому не верю», затруднились назвать тех, кому могли бы доверять и т.п. ответы) в сумме выросли с ноября 2017 по июнь 2019 года с 24 до 37%, приблизившись вплотную к показателям популярности «национального лидера».
Глубокая убежденность в том, что «простые люди» не могут влиять на решения, принимаемые государственными органами, а она характерна для более 80% населения России, равно как и смиренное сознание, что выборы не заставят правительство делать то, что хотят «обычные люди», разделяется более 60% россиян. Следствием этого становится отвращение к политике, отсутствие интереса или участия в общественных делах, равно как и отказ от ответственности за происходящие события в стране или действия ее руководства. За 30 лет отказ от ответственности – соотношение мнений «несу моральную ответственность» и «никак не могу и не хочу отвечать» за действия правительства — изменилось в худшую стороны и составляет сегодня, соответственно: 12:60% и 12:54%. Разрыв такого рода вырос за это время в 2-3 раза. Нынешний режим это вполне устраивает, поскольку на достижение такого состояния отчужденности и политической апатии общества и направлены основные технологии господства. Авторитарные или тоталитарные репрессивные режимы, помимо прямого насилия, нацелены на разрыв отношений солидарности между разными социальными группами, реального участия в общих делах, подавления интереса к политике. Искусственное состояние общественного равнодушия к происходящему (самое большее – зрительское отношение к политике) или выражение показной лояльности и одобрения являются условиями стабильности и прочности несущих конструкций в такого рода политических системах. Лишь 1-2% опрошенных россиян заявляли о том, что они «принимают активное участие в деятельности какой-то политической партии или общественной организации», 42-44% — «с интересом следят за политическими событиями в России», но сами не принимают в ней участия. Напротив, 54-57% на соответствующий вопрос отвечали либо, что им безразличны политические проблемы, они не интересуются политикой в России, она их «не заботит», либо «политика им не нравится», «политика – грязное дело», на которое «у них нет времени» и т.п.
Функционально идеализация советской власти служит условием для выражения недовольства и критического отношения к действующей власти. Это не частные особенности российской политической культуры, а проявление базовых для таких обществ механизмов негативной идентичности в условиях незавершенной или незападной модернизации. Именно в этом контексте рационально рассматривать и так называемый «рост популярности Сталина», и «ностальгию по СССР». Систематические усилия для стерилизации процессов демократии, политического представительства различных групповых интересов, разнообразия общества оборачиваются стойким негативным представлением о людях во власти, что, однако, не ведет к расширению участия в общественных делах или большей групповой, или общественной солидарности.
Лев Гудков
[1] Пресс-выпуск Левада-Центра: https://www.levada.ru/2019/07/25/odobrenie-institutov-vlasti-15/
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.