Социологи Левада-центра регулярно проводят опрос о том, возможно ли в России повторение катастрофы, подобной чернобыльской. На протяжении всего периода исследований доля респондентов, веривших в вероятность такого развития событий, снижалась с 69% в 2000 году до 30% в июне 2019 года (данные последнего опроса есть у РБК). Если в 2000-м маловероятным или практически невероятным такой сценарий считали 21%, то в этом году — уже 64%. За три года, с марта 2016 по июнь 2019 года, доля респондентов, считающих повторение катастрофы маловероятным или практически невероятным, выросла на 17%.
В чем россияне видят причину аварии на ЧАЭС
Большинство россиян, 58%, узнали о взрыве на атомной электростанции в Чернобыле из СМИ, следует из опроса Левада-центра. Еще 24% узнали об аварии на ЧАЭС в школе, 23% — от родных и друзей, 14% почерпнули информацию из документальных фильмов, 8% — в интернете, 7% — из фильмов и сериалов.
Социологи интересовались, какую, по мнению респондентов, самую важную проблему вскрыла чернобыльская катастрофа. Чаще всего опрошенные связывали катастрофу с неполадками в системе контроля за работой реактора, — это мнение высказали 24% (в марте 2016 года так считали 26%). С халатностью операторов аварию связали 22% (19% — в прошлом опросе).
Заметно чаще респонденты стали говорить об ошибках в проектировании реактора (рост с 9% в марте 2016-го до 17% в этом июне). 10% сказали о замалчивании властями факта аварии (9% — в прошлый раз).
С 14 до 7% снизилась доля респондентов, говорящих об отсутствии системных мер по защите населения при техногенных катастрофах. И с 10 до 6% — тех, кто связывает аварию с неэффективной системой принятия решений в управлении сложными техническими объектами. Еще 3% говорят об отсутствии общественного контроля за атомными объектами.
Как сериал НВО повлиял на восприятие трагедии
Проблематизация чернобыльской катастрофы именно как глобальной угрозы для жизни и безопасности населения постепенно стирается, и на первое место выходят рассждения о неисправности оборудования и халатность операторов, говорит социолог Левада-центра Карина Пипия. По ее мнению, это связано с тем, что многие толком не понимают последствий взрыва на АЭС для физиологических и репродуктивных функций человека, возникновения экологических аномалий. В противном случае отношение к атомной энергетике было бы кардинально иным, уверена она.
«Происходит и переоценка действий советского руководства на фоне нынешнего роста ностальгических настроений о СССР — замалчивание трагедии вменяется ему в вину в меньшей степени, чем 10–15 лет назад», — добавила Пипия. Государство не уделяет внимания памяти о трагедии на ЧАЭС, считает руководитель общественной организации «Союз-Чернобыль» Виталий Ласковец. «Сейчас 26 апреля телевидение вспоминает мельком, что была авария, народ забыл о ней», — говорит он.
Сериал должен был актуализировать тему катастрофы, говорит руководитель проекта энергетической программы «Гринпис России» Рашид Алимов. «Возможно, сериал актуализировал сам ход событий на ЧАЭС, люди вспомнили, с чем это было связано, поэтому увеличился процент респондентов, считающих, что причиной аварии стали ошибки в проектировании реактора», — считает он. Сложно говорить о влиянии сериала на мнение россиян насчет причин катастрофы, поскольку при опросе его упоминали в основном молодые респонденты, заметила Пипия.
На институциональном уровне память о трагедии не прорабатывается как печальная и значимая веха в истории страны, считает социолог. «Каждый четвертый опрошенный сказал, что узнал об аварии в школе (среди 18–24-летних их доля еще выше), но это не свидетельствует о глубине знания. Чернобыльскую тему обычно мимоходом упоминают на уроках истории. Кроме того, уходит поколение, которое помнит об аварии. У того поколения она вызывала реальный страх, а новое выросло на гламуризации трагедии — играх по мотивам Чернобыля, сериалах, мемах и прочем», — резюмирует Пипия.