Публикации в прессе

Сериальные будни: россияне коротают досуг перед телевизором

Больше половины россиян никогда не ходят в театр, на концерты и в кафе. Это показал новый опрос «Левада-центра». За последние 25 лет наши сограждане стали значительно реже читать художественную литературу, но чаще ходить в кино. Самый популярный досуг у жителей России — просмотр фильмов и сериалов, встречи с друзьями во дворе или на улице, а также визиты к родственникам.

Сериал вместо театра

Россияне предпочитают отдыхать от повседневных дел у телевизора, свидетельствуют данные опроса «Левада-центра». 53% респондентов ежедневно смотрят фильмы и сериалы, а еще 26% делают это не реже раза в неделю.

Также россияне любят проводить досуг с друзьями — просто общаются на улице. Более трети (36%) встречаются с ними почти каждый день, а 30% — еженедельно. В гости к друзьям раз в неделю ходит 31% опрошенных, а 33% — раз-два в месяц. Треть россиян также регулярно навещают родственников или принимают их у себя.

Самые непопулярные виды досуга в нашей стране — это посещение театров, выставок, музеев и концертов. Еженедельно так развлекаются 1–2% граждан, ежемесячно — 3–8%. При этом 55% опрошенных заявили, что они никогда не ходят в театры и музеи, а 64% — на концерты любимых певцов и групп.

Около половины респондентов (47%) также утверждают, что никогда не ходят в кафе, рестораны и бары. Но каждый пятый всё же отдыхает в заведениях общепита хотя бы один-два раза в месяц.

Как свидетельствует опрос, ежемесячные походы в кафе и рестораны доступны четверти опрошенных, в театры и музеи — десятой части респондентов, а на концерты — 20-й.

Художественную литературу взрослые люди в нашей стране читают довольно редко: 28% не делают этого вообще никогда, 13% — раз в год и реже, 17% — раз в месяц и лишь 14% — ежедневно. И многолетняя динамика начитанности россиян неутешительна: доля опрошенных, никогда не читающих художественную литературу, с 1994 года к 2019-му снизилась, но всего на 5%. А вот доля граждан, которые хотя бы еженедельно уделяют время книгам, сократилась вдвое: с 26 до 14%.

Зато походы в кинотеатры становятся популярнее: 25 лет назад раз-два в месяц в кино шли только 8% россиян, а теперь так развлекается каждый пятый.

Исследование «Левада-центра» было проведено в конце мая 2019 года. Социологи опросили 1616 граждан старше 18 лет.

Повод выйти из дома

В оценке предпочтений россиян следует разделить те сферы досуга, которые связаны с финансовым положением, и те, которые не требуют особых затрат, пояснил «Известиям» декан философско-социологического факультета Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Виктор Вахштайн.

— По данным Евробарометра, пять лет назад посещение кафе было чуть ли не самым популярным времяпрепровождением в компании. Это касалось крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. А за последние годы популярность этого вида отдыха существенно снизилась, — отметил он.

Эксперты РАНХиГС зафиксировали снижение интереса к чтению в Москве в 2013–2014 годах, добавил Виктор Вахштайн.

Он считает, что слово «досуг» не очень удачное для оценки того, как отдыхают россияне. Лучше смотреть, предпочитают они проводить время с другими людьми или в одиночестве, а также дома или в публичном пространстве.

— Тут есть прямая зависимость от степени активности социальной жизни, — уточнил Виктор Вахштайн. — Именно она, а не уровень дохода, является главным драйвером, который заставляет людей выбираться из дома. Горожане с большим количеством социальных контактов полнее используют те возможности, которые им предлагает среда. Они чаще ходят в кафе, театры (особенно в Москве), выставочные залы, парки. В то время как очень большая группа обеспеченных людей проводит свободное время дома.

Поколение видеоразвлечений

Если судить по молодежи, студенчеству, интерес к художественной литературе все-таки сохраняется, уверена директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елена Омельченко. Другой вопрос, что люди необязательно читают именно бумажные книги, а респонденты, возможно, ассоциировали вопрос с ними.

— Нужно учитывать и возможности, которые предлагает интернет: социальные сети, блоги, игры, информационные каналы, — добавила эксперт. — А из развлечений в общественном пространстве у молодежи становятся популярны различные лекции и встречи с известными людьми. На смену кафе и ресторанам приходят новые пространства — лофты и фуд-корты. Что касается театров, то здесь может играть роль экономическая причина. С ней может быть связана и ориентация на друзей и семью — дом становится местом безопасности и возможности общения без особых затрат.

По ее мнению, нельзя сказать, что пристрастие к сериалам следует расценивать как негативную тенденцию. Качество таких фильмов, особенно зарубежных, в последнее время сильно повысилось. А посещение кинотеатров, ставшее популярным, включает и фестивальные показы.

Тот факт, что телевизор продолжает доминировать, показывают все социологические опросы, сообщил «Известиям» директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.

— Интернет потихоньку отыгрывает позиции, но это пока не глобальная тенденция, — сказал он. — Фильмы смотрят и в интернете, и в кинотеатрах. Видеоразвлечения в принципе становятся ключевой формой досуга. Причина и в том, что подросло «поколение Z», которое воспитывалось в эпоху развитого интернета и привыкло к визуальным формам досуга.

Эксперт также напомнил, что просмотр кино дома — это самый дешевый и легкий способ отдохнуть и снять стресс. А поход в театр и кино с семьей требует ощутимых затрат. Кроме того, театры доступны не на всей территории страны.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):