Опрос проведен 18–23 апреля 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1625 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
В апреле 2019-го года Левада-Центр задал вопрос на измерение социальной дистанции[1]. В этом исследовании она ограничивалась только сферой соседских отношений (классический вариант опросника включает несколько типов возможных взаимодействий – от брака до согражданства с представителями различных социальных групп). Соседские отношения, также как и дружеские или семейные, подразумевают достаточно тесное, хотя и вынужденное пространственное взаимодействие, нежелательность которого с представителями тех или иных социальных групп или носителей отличной идентичности может рассматриваться как индикатор отношения к «чужому» (в понимании социолога Г. Зиммеля).
Список состоял из 11 категорий, представители которых могут стигматизироваться по причине возраста, физических особенностей, семейного и экономического статусов, этнической, религиозной и сексуальной принадлежностей.
Таблица 1. Распределение мнений респондентов в целом по выборке
КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ТОМУ, ЕСЛИ БЫ В КВАРТИРУ РЯДОМ С ВАМИ ВЪЕХАЛИ … (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать только один ответ в каждой строке; ранжировано по столбцу «с интересом, готовностью общаться» по убыванию)
С интересом, готовностью общаться | Спокойно, без особых чувств | С раздражением, неприязнью | С чувством неловкости | С недоверием, страхом | Затрудняюсь ответить | |
Пожилой одинокий человек | 21 | 76 | <1 | 1 | 1 | 1 |
Мать-одиночка с ребенком | 20 | 76 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Семья с инвалидом | 17 | 77 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Очень бедная семья | 13 | 74 | 3 | 5 | 3 | 3 |
Семья из Африканской страны | 11 | 47 | 11 | 7 | 19 | 6 |
Очень богатая семья | 9 | 71 | 6 | 5 | 5 | 4 |
Вьетнамская, китайская семья | 8 | 48 | 14 | 7 | 19 | 4 |
«Выходцы с Кавказа или Средней Азии» | 4 | 44 | 18 | 4 | 27 | 3 |
Неблагополучная семья | 3 | 30 | 25 | 7 | 32 | 4 |
Гомосексуальная пара | 2 | 26 | 32 | 9 | 27 | 4 |
Члены религиозной секты | 2 | 19 | 25 | 5 | 46 | 4 |
Для удобства был рассчитан индекс «соседской» терпимости: как разница между лояльными («с интересом, готовностью общаться» и «спокойно, без особых чувств») и негативными установками в отношении возможного совместного проживания («с раздражением, неприязнью» и «недоверием, страхом») плюс 100. Если значение индекса было менее 100, то в отношении этих категорий преобладали негативные установки. Напротив, если значение индекса приближалось к 200, то готовность видеть представителей тех или иных социальных групп – из предложенных для выбора – в качестве соседей была высокой.
Пожилой одинокий человек, семья с инвалидом и мать-одиночка с ребенком рассматривались как наиболее желательные соседи, нейтральное или доброжелательное отношение к проживанию которых в соседней квартире демонстрировало большинство. Наиболее длинная дистанция к совместному проживанию фиксировалась в отношении членов религиозной секты, гомосексуальной пары и неблагополучной семьи, потенциальное соседство с которыми вызывало у респондентов, скорее, «раздражение, неприязнь» или «недоверие, страх» (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Индекс «соседской» терпимости
Результаты опросов не раз демонстрировали рестриктивные установки населения в отношении религиозных меньшинств (жители России практически единодушно одобрили запрет деятельности Свидетелей Иеговы в России). Опрошенные с православной идентичностью чаще отмечали, что соседство с членами религиозных сект вызвало бы у них «недоверие, страх», чем «неверующие» участники исследования. Однако респонденты, не только причисляющие себя к православию, но и регулярно посещающие церковь, чаще демонстрировали нейтральное или благожелательное отношение к ним, чем те православные участники опроса, кто в церковь не ходит или делает это редко.
«Выходцы с Кавказа или Средней Азии» также не рассматриваются среди соседей, к которым большая часть населения настроена лояльно (ранее мы неоднократно публиковали данные, согласно которым они входили в первую тройку «рейтинга» этнофобии среди населения России).
Несмотря на то, что значительная жителей России спокойно отнеслась к потенциальному соседству с «вьетнамской, китайской семьей» или «семьей из Африканской страны», практически треть опрошенных (суммарно) продемонстрировали негативные установки к таким соседям: 33% и 30% соответственно. Если нежелательное соседство с «выходцами с Кавказа или Средней Азии» определяется известным стремлением жителей России к ограничению миграционных процессов в целом, поддержкой жестких барьеров с мигрантами, даже внутренними, то нежелание проживать с темнокожими (попутно заметим, что миграция из стран «темного континента» в Россию несущественна, особенно, в провинцию) – это во многом латентное проявления расизма. По данным другим исследований Левада-Центра на социальную дистанцию, только 1/3 респондентов в целом по выборке были готовы поддержать своего друга в желании вступить в межрасовый брак, в то время как для ½ совершеннолетних жителей России брак с темнокожим человеком, скорее, табу[2].
Интересно, что готовность видеть среди своих соседей очень бедную семью чуть выше, чем готовность соседствовать с очень богатой семьей (что неудивительно, учитывая подозрительное отношение большинства к «нажившим капитал» – в 2018-м году две трети жителей России были уверены, что честно стать богатым в России невозможно).
Если обратиться к трем самым нежелательным категориям среди потенциальных соседей, то следует отметить, что молодые люди в возрасте 18-24-х лет терпимее относятся к возможному соседству с гомосексуальной парой, с мигрантами и членами религиозных меньшинств. Респонденты с высшим образованием в полтора раза чаще демонстрировали нейтральное отношение к въезду в соседнюю квартиру гомосексуальной пары, чем опрошенные с образованием ниже среднего. Жители Москвы чаще «с раздражением, неприязнью» отнеслись бы к соседям-мигрантам с Кавказа и Средней Азии (в 2018-м году именно жители Москвы в большей мере поддерживали ограничительные объявления для сдачи квартир иноэтничным мигрантам).
Как было ранее указано, этот вопрос задавался в исследовании молодежи в 2006-м году (по репрезентативной выборке), из которого мы отобрали респондентов в возрасте от 18 до 24-х лет. Если сравнивать эти результаты с данными 2019-го года, то можно отметить, что молодые люди этого возраста стали спокойнее относиться к соседству с иноэтничными и инорасовыми группами: «выходцами с Кавказа», «вьетнамской, китайской семьей» и «семьей из Африканской страны» (что укладывается в общий тренд снижения ксенофобских настроений за последние пять лет), но вырос уровень «недоверия, страха» к представителям сексуальных меньшинств.
Таблица 2. Распределение ответов респондентов в возрасте от 18 до 24-х лет в 2006-м и 2019-м годах на вопрос:
«КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ТОМУ, ЕСЛИ БЫ В КВАРТИРУ РЯДОМ С ВАМИ ВЪЕХАЛИ …»
2006 | 2019 | |
ГОМОСЕКСУАЛЬНАЯ ПАРА? | ||
С интересом, готовностью общаться | 6 | 3 |
Спокойно, без особых чувств | 37 | 37 |
С раздражением, неприязнью | 30 | 25 |
С чувством неловкости | 13 | 11 |
С недоверием, страхом | 7 | 22 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 2 |
«ВЫХОДЦЫ С КАВКАЗА ИЛИ СРЕДНЕЙ АЗИИ»? | ||
С интересом, готовностью общаться | 4 | 9 |
Спокойно, без особых чувств | 32 | 48 |
С раздражением, неприязнью | 30 | 19 |
С чувством неловкости | 4 | 6 |
С недоверием, страхом | 24 | 18 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 1 |
ЧЛЕНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ СЕКТЫ? | ||
С интересом, готовностью общаться | 1 | 4 |
Спокойно, без особых чувств | 21 | 25 |
С раздражением, неприязнью | 33 | 23 |
С чувством неловкости | 6 | 7 |
С недоверием, страхом | 32 | 38 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 3 |
ВЬЕТНАМСКАЯ, КИТАЙСКАЯ СЕМЬЯ? | ||
С интересом, готовностью общаться | 8 | 10 |
Спокойно, без особых чувств | 48 | 58 |
С раздражением, неприязнью | 20 | 10 |
С чувством неловкости | 6 | 8 |
С недоверием, страхом | 10 | 11 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 4 |
СЕМЬЯ ИЗ АФРИКАНСКОЙ СТРАНЫ? | ||
С интересом, готовностью общаться | 19 | 14 |
Спокойно, без особых чувств | 49 | 59 |
С раздражением, неприязнью | 11 | 8 |
С чувством неловкости | 6 | 6 |
С недоверием, страхом | 7 | 12 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 2 |
Распределение ответов в зависимости от возраста, уровня образования и типа населенного пункта доступно в pdf-файле.
Карина ПИПИЯ, канд. социол. наук,
научный сотрудник Левада-Центра
[1] Ранее он задавался только в исследованиях молодежи, поэтому здесь мы не приводим динамику общественного мнения в целом по выборке.
[2] Подробнее см. в статье Гудков Л., Пипия К. Параметры ксенофобии, расизма и антисемитизма в современной России // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. №3–4, 2018. С. 33–64.
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.