Аналитика

Почему россиянам не интересны посадки

Вслед за ФСБ, которая в рамках социологического исследования предложила россиянам анонимно признаться в готовности давать взятки чиновникам, а также оценить уровень коррупции в стране, уже полученные результаты своего опроса на ту же самую тему опубликовал «Левада-Центр». Как выяснилось, россияне по большей части полагают, что борьба с коррупцией — это передел сфер влияния и попытка отвлечь граждан от реальных проблем в экономике. Частично с этим согласны эксперты. Одни говорят, что громкие аресты и посадки в ежедневном режиме не являются панацеей, ибо в первую очередь коррупционеров необходимо лишить пространства для маневра в их хитрых делах. Другие считают, что обыватель просто завидует взяточникам и просто хочет по-быстрому обогатиться, а приходится вкалывать по-черному за мизерные зарплаты.

Результаты исследования «Коррупция в высших эшелонах власти», пожалуй, не удивят большинство россиян. Почти 77% жителей страны убеждены, что чиновники и депутаты представляют лишь малую часть своих доходов в ежегодных декларациях. 40% вообще ничего не слышали о посадках экс-министра Открытого правительства Михаила Абызова и экс-полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева. При этом 28% из тех, кто слышал, считают, что мы имеем дело с отвлечением внимания населения от проблем экономики, а 31% полагает, что с борьбой за передел сфер влияния во власти.

Интересно и то, что у 40% россиян не возникает вообще никаких чувств, когда они узнают об арестах высокопоставленных чиновников и уголовных делах против них по обвинениям в мошенничестве и крупных хищениях. 9% недоумевают от такой информации, 14% оказываются раздражены, а 34% — удовлетворены.

В «Левада-Центре» Daily Storm объяснили, что россияне действительно стали воспринимать коррупционные посадки как шоу. Основная причина кроется в том, что все эти «театральные постановки» слишком уже далеки от образа жизни среднестатистического гражданина. Сажай взяточника и мошенника или не сажай — эффекта для обывателей никакого.

Более того, частота коррупционных скандалов приводит к их рутинизации и на это люди начинают смотреть сквозь пальцы.

«В стране происходит какой-то непонятный процесс, который не ведет к улучшению жизни. В лучшем случае — стагнация, хотя люди, которые видят в этих посадках какой-то позитив, для них в целом вся эта история все равно говорит о неустойчивом состоянии системы», — рассказывает специалист в области политических наук «Левада-Центра» Степан Гончаров.

По словам эксперта, в обществе действительно существует запрос на «жесткую руку», которая махом решит все коррупционные проблемы. Нужен человек, который наведет порядок, а не будет заниматься точечными «отстрелами».

Возможно, именно этим можно объяснить и зафиксированный рост популярности руководителя СССР Иосифа Сталина, в то время как рейтинги современных чиновников стремительно летят вниз.

«Все эти посадки создают иллюзию, что процесс вроде бы как идет. Но при этом люди понимают безнадежность ситуации. Одного поймали — 10 появилось. В головах людей это работает именно так. С одной стороны, есть необходимость сажать коррупционеров, с другой — нет ощущения, что данный процесс приведет к улучшению ситуации в стране. По результатам опроса видно, что много людей с удовлетворением оценивают борьбу со взяточниками и мошенниками, но при этом они испытывают и сильное раздражение, по нашим замерам», — объясняет Гончаров.

Своеобразного, но отчасти понятного многим из «глубинного народа» мнения придерживаются отдельные чиновники в администрации президента. Собеседник Daily Storm, знакомый с результатами исследования «Левада-Центра» и пожелавший остаться анонимным, заявил, что результаты опроса для него вполне ожидаемые.

«Примерно 30-60% людей не интересует ничего, что не касается конкретно и непосредственно их кошелька, семьи и работы. Какая человеку разница, борются с коррупцией или не борются, когда ему от этого ничего не прибавляется?! Так же как и негативное отношение к коррупции вызвано не тем, что это нарушение законов и из-за этого развал государства происходит, а тем, что люди здесь живут и им не хватает от зарплаты до зарплаты, а они там, гады, тачками воруют. Рядовая, нормальная человеческая зависть», — полагает анонимный сотрудник администрации.

Простые люди также не понимают, зачем бизнесмены идут во власть, отказываясь от своего бизнеса, делится мнением собеседник. Более того, многие обыватели рассуждают следующим образом: будь они во власти — они бы тоже тащили деньги мешками.

«Процентов двадцать именно так обычно и говорят. Они думают: а зачем им туда идти, отказываясь от акций и бизнеса? Чтобы стать депутатом Госдумы или министром? Человеческая психика этого не понимает. Человек жил-жил, у него два завода было, а потом он их продал, развелся с женой и стал депутатом. Зачем?» — спрашивает он.

А вот политтехнолог, глава департамента региональной политики при управлении президента РФ по внутренней политике в 2009–2012 годах Андрей Колядин соглашается с тем, что коррупционные задержания стали практически неотъемлемой частью нашей жизни.

Ежедневно десятки чиновников регионального и даже федерального уровня подпадают под внимание правоохранительных органов. Поскольку громкие и не очень аресты и посадки назойливо освещаются в средствах массовой информации, для людей они уже давно стали привычным событием.

«Даже какие-то крупные задержания проходят без всякого внимания со стороны общественности. Не уверен, что кто-либо Абызова знал из «глубинного народа» до того, как с ним случилась такая вот, бесспорно, беда», — объясняет Колядин отсутствие интереса у населения к аресту экс-министра Открытого правительства.

Гораздо более эффективным методом борьбы с коррупцией, с его точки зрения, было бы не только задержание нарушителей закона, но в первую очередь создание условий, при которых коррупционеры перестали бы размножаться. При существующей системе, безусловно, важная деятельность правоохранительных органов в этом направлении становится в большей степени бессмысленной.

«Скажу больше. Борьба с коррупцией становится модной, а потому иногда становится профанацией, — продолжает политтехнолог. — Бороться с коррупцией можно в одном случае: если есть свободные СМИ, если есть свободные партии, если есть гражданское общество, которое наблюдает за тем, как ведут себя коррупционеры, и когда какой-то чиновник поступает не по чести и по совести, то конкурирующие партии, СМИ обязательно это замечают и придают это огласке. Тогда каждый коррупционер будет понимать, что любое его деяние, направленное против государства или его бюджета, будет обязательно замечено и обязательно будет возмездие».

При этом Андрей Колядин отмечает, что борьба с коррупцией так или иначе позитивно воспринимается обществом, поскольку люди понимают, что это язва на теле государства. По той же логике позитивно воспринимается борьба с алкоголизмом и наркоманией, даже если результаты этой борьбы далеки от желаемого.

«Хотя некоторые из моих коллег считают, что коррупция — это настоящий двигатель прогресса, смазывающее масло современной экономической системы. Если исчезнет коррупция, то перестанет работать и экономическая система. Вот с этим я не согласен. Когда любой проект удорожается в три-четыре раза благодаря коррупционерам, откатам, нечестности в тендерах и протекционизму, то это какие же деньги нужны, чтобы сделать что-то полезное?! У нас мосты, дороги, промышленные предприятия и так стоят в четыре раза дороже, чем в любой европейской стране, а плюс к этому они еще и не слишком качественно сделаны», — говорит Колядин.

Напомним, что ранее пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков прокомментировал данные опроса «Левада-Центра», согласно которым 88% россиян считают, что чиновники не указывают полную информацию о своем имуществе в декларациях о доходах. По мнению Пескова, опрошенные плохо представляют себе эффективность системы проверок налоговых документов из-за ее сложности.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):