Сбережения россиян
Левада-Центр продолжает мониторинг финансового поведения россиян. В апреле 2019 года Левада-Центр измерил установки россиян в отношении сберегательного поведения и оценил объем накоплений в российских семьях.
В материале использованы данные регулярных опросов по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом от 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Очередной опрос был проведен 18–23 апреля 2019 года в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.
Динамика отношения к сберегательному поведению
В апреле 2019 года 21% россиян считали, что сейчас хорошее время для сбережений, а 32% полагали, что это плохое время для сбережений. Относительное большинство (38%) не могли назвать это время ни хорошим, ни плохим для сбережений. Долговременные исследования свидетельствуют о продолжающемся росте интереса к сбережениям, который начался в первом квартале 2016 года. Предыдущий замер был выполнен в декабре 2017 года. Из имеющихся данных можно заключить, что рост положительных оценок в 2018 году был приостановлен. Из регулярных исследований Левада-Центра следует, что в 2018 году произошло ухудшение социального самочувствия (см. индексы социальных и потребительских настроений). На это могли повлиять объявление пенсионной реформы, ощутимый рост цен и усиление налоговой нагрузки.
Говоря о перспективах на ближайший год, россияне обычно более осторожны: преобладают негативные (30%) и нейтральные (44%) настроения. Только 11% россиян полагают, что в следующем году возможностей для сбережений будет больше, чем сегодня. Тем не менее, опросы фиксируют постепенное усиление позитивных ожиданий по сравнению с 2016 и 2017 годами. Обращаем внимание, что предыдущий опрос был проведен в декабре 2017 года.
Проведенные фокус-группы помогают интерпретировать полученные данные. Во-первых, усиливающийся интерес к сберегательному поведению может быть объяснен в том числе ощущением экономической нестабильности и неуверенности в сохранности накопленных средств («нет уверенности в завтрашнем дне»). Во-вторых, следует отметить растущую информированность об имеющихся инвестиционных инструментах. В-третьих, существует мнение, что из-за роста цен сейчас не самое лучшее время для крупных покупок («тратить уже поздно, потому что цены космические»; «на сегодняшний момент в квартиры точно не стоит вкладывать»). Впрочем, данные мартовского исследования Левада-Центра показывают небольшой рост интереса к крупным покупкам.
Традиционно, россияне, имеющие возможность покупать товары длительного пользования, чаще полагают, что сейчас хорошее время для сбережений (31%; в целом по выборке – 21%). Обеспеченные россияне также имеют более оптимистичные сберегательные ожидания (17%; в среднем по выборке – 11%). Москвичи чаще, чем остальные россияне, выражают мнение, что нужно откладывать средства (25%), и при этом имеют более пессимистичные ожидания от ближайшего года: 42% москвичей считают, что в ближайшие месяцы будет меньше возможностей для сбережения (32% в целом по стране).
Наличие сбережений
В апреле 2019 года две трети российских семей отмечают, что не имеют никаких сбережений (65%). Накопления могут себе позволить преимущественно высокодоходные группы. Более половины опрошенных верхнего квинтиля (20% семей с высоким доходом) имеют сбережения. Только 2 из 10 семей с низким материальным достатком, при котором едва хватает на еду, обладают какими-либо накоплениями. Большая часть сберегателей наблюдается в крупных городах: в столице таких более половины жителей (54%). В сельской местности, напротив, ресурсов для откладывания денег заметно меньше: только 29% опрошенных откладывают средства.
Таблица 1. Наличие сбережений среди российских семей с разным уровнем дохода (%)
В целом по выборке | 1 квинтиль | 2 | 3 | 4 | 5 квинтиль |
35 | 23 | 31 | 33 | 31 | 53 |
Размер сбережений
Для оценки объема сбережений респондентов в ходе опроса попросили сопоставить сумму сбережений с количеством месячных зарплат членов семьи. По результатам опроса, средний размер сбережений составляет 140-210 тыс. руб. – при этом половина семей располагает накоплениями менее 56,5 тыс. руб. (см. табл. 2). С уменьшением дохода возможности откладывать средства сильно сокращаются. Среди 20% семей самым низким доходом (первый квинтиль) средний размер сбережений не превосходит 55 тыс. руб., среди наиболее обеспеченных семей – 484 тыс. руб. Медианные значения существенно ниже и составляют менее 20 тыс. руб. для малодоходных семей и 175 тыс. руб. для высокодоходных групп. Стоит отметить, что методология опроса имеет ряд ограничений, которые затрудняют доступ к наиболее и наименее обеспеченным слоям.
Таблица 2. Размер сбережений российских семей среди разных доходных групп (руб.)
Медиана сбережений* | Среднее значение сбережений |
|
В целом по выборке | 56 500 | 140 000 — 219 000 |
По доходным группам: | ||
1 квинтиль (0 — 20 000 руб.) |
16 600 | 37 000 — 55 000 |
2 квинтиль (20 001-30 000 руб.) |
25 000 | 43 000 — 71 500 |
3 квинтиль (30 001 — 40 000 руб.) |
35 000 | 67 800 — 113 800 |
4 квинтиль (40 001-55 000 руб.) |
45 000 | 66 000 — 101 800 |
5 квинтиль (свыше 55 001 руб.) |
175 000 | 311 000 — 483 700 |
* Медиана позволяет определить значение, при котором ровно половина выборки имеет показатель выше него, а половина – ниже него. Этот показатель используется при высоком стандартном отклонении, которое имеют средние оценки.
Социологическая оценка опирается на микроданные, получаемые в ходе массового опроса домохозяйств. Данная методика расчета имеет соответствующие ограничения. Респонденты давали ответы, исходя из собственных представлений о сбережениях. Ответы могут подразумевать значительные в понимании респондента денежные накопления. Соответственно, часть респондентов могла не сообщить о наличии накоплений, а оценка может не учитывать денежные накопления наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения. С одной стороны, в оценках могут быть недопредставлены небольшие накопления, так как опрошенные могут не воспринимать их как сбережения, накопления. С другой стороны, методика опроса не позволяет охватить самые высокодоходные групп, поэтому в оценках недопредставлены накопления самой богатой части населения.
Levada Lab — исследовательская лаборатория Левада-Центра
Степан ГОНЧАРОВ, Ольга КАРАЕВА
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.