Почти треть россиян считает победу Владимира Зеленского на выборах президента Украины более выгодной для России, чем переизбрание Петра Порошенко, выяснил «Левада-центр». 55% полагают, что имя победителя никакого значения для России не имеет.
«Победитель дракона»
68% опрошенных заявили, что следили за этой кампанией, в том числе 30% – «очень внимательно» или «довольно внимательно». Больше внимания было у более образованной столичной публики (в Москве за выборами внимательно следили 36% респондентов), поясняет директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Еще выше интерес был у людей старшего возраста (45%), т. е. у тех, кто активно включен в телеаудиторию. А телевидение давало свои интерпретации». Задачей российской пропаганды было топить Порошенко, а Зеленский был непонятен, отмечает социолог: «Не то чтобы Зеленский пользовался поддержкой, но он не рисовался такими черными красками, как Порошенко». Теперь на телевидении будет политика выжидания, будут проверять реакцию Зеленского, прогнозирует Гудков: «Это уже началось в эфире федеральных каналов. Но к концу лета, ближе к выборам в Верховную раду, пропаганда развернется снова».
Согласно предоставленным «Ведомостям» данным системы «Медиалогия», в апреле упоминаемость Зеленского и Порошенко в российских СМИ почти сравнялась, хотя в марте первый упоминался вдвое реже, а в январе – в 4 раза реже второго. При этом исходя из медиаиндекса (при его расчете учитывается позитивный или негативный контекст) в апреле позитивные новости о Зеленском заметно превалировали над негативными. В целом у Порошенко очень низкий медиаиндекс, есть даже отрицательные значения, так как он проиграл выборы и это активно обсуждалось на телевидении, объясняет PR-директор «Медиалогии» Надежда Жуковская: «У Зеленского скорее позитив, поскольку он одержал победу».
На протяжении нескольких лет россиянам внушали, что Порошенко – абсолютное зло, и понятно, почему его победы не желал практически никто, говорит политолог Аббас Галлямов. Среди российских сторонников Зеленского можно выделить две категории, считает политолог Михаил Виноградов: «Первые – те, кому он симпатичен: знают его творчество, следили за кампанией. Вторые – те, кто возлагал лично на Порошенко ответственность за кризисные отношения с Украиной: «победитель дракона» Зеленский естественным образом вызывает симпатию». А вот образ нового украинского президента в российских СМИ еще не сложился, полагает эксперт: «Поскольку в официальной реакции России на итоги выборов одновременно присутствуют признаки жесткости, доброжелательности и растерянности, можно сделать вывод, что интонация комментариев о Зеленском пока не оформилась».
Декларации о намерениях
Между тем президент России Владимир Путин пока общается с Зеленским лишь заочно – через СМИ и соцсети. В субботу они обменялись заявлениями о перспективах двусторонних отношений.
Путин на пресс-конференции в Пекине сообщил, что хотел бы обсудить с Зеленским, как тот собирается закончить конфликт в Донбассе. Единственным путем к урегулированию является реализация минских соглашений, но Зеленский ранее дал понять, что не собирается предоставлять Донбассу особый статус и объявлять амнистию, что является одними из ключевых положений этого документа, подчеркнул президент. Кроме того, он снова заявил, что указ, позволяющий жителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР получить российское гражданство в упрощенном порядке, был подписан в гуманитарных целях, и не исключил его распространения на всех жителей Украины.
Зеленский в ответном обращении в Facebook выразил мнение, что Москве не удастся «соблазнить» большое число украинцев российскими паспортами, которые дают лишь «право быть арестованным за мирный протест», «не иметь свободных и конкурентных выборов» и «вообще забыть о наличии естественных прав и свобод человека». Он также заявил, что готов к переговорам о «новых условиях существования Украины и России», хотя настоящая нормализация отношений возможна только после «полной деоккупации» Донбасса и Крыма. Кроме того, Зеленский подчеркнул, что с Украиной не следует говорить на языке угроз, военного и экономического давления, и предложил на ближайшей встрече «нормандской четверки» (Россия, Украина, Франция и Германия) обсудить обмен пленными в формате «всех на всех».
Москве и Киеву следует для начала договориться о деэскалации в зоне конфликта, потому что там все еще гибнут люди, считает политолог Евгений Минченко. Если удастся выполнить первую часть минских соглашений – о прекращении огня и отводе вооружений, – это будет уже хорошо, резюмирует эксперт: «Для этого есть потенциал, для всего остального – очень сильно сомневаюсь».