Более двух третей россиян (68%) считают получение взяток чиновниками и их аресты проявлением всеобщего разложения и коррумпированности власти и лишь 22% – единичными и нетипичными для страны явлениями, следует из опроса «Левада-центра». Недавний громкий арест сенатора Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова 25% опрошенных считают проявлением серьезной борьбы с коррупцией в госаппарате, а 31% видит в этом борьбу за передел сфер влияния между чиновниками.
Арашукова-младшего задержали 30 января на заседании Совета Федерации и предъявили ему обвинения по ч. 3 ст. 210 УК (участие в преступном сообществе), ч. 4 ст. 309 УК (давление на свидетеля) и ч. 2 ст. 105 УК (убийство). Раулю Арашукову, работавшему в системе «Газпрома», вменяются ч. 1 ст. 210 УК (создание организованного преступного сообщества) и ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере).
Сам факт ареста Арашуковых и скандал вокруг этого воспринимаются большинством россиян равнодушно, как рядовое событие, поскольку действует установка о тотальной коррумпированности государства, поясняет директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Также довольно устойчива установка, что это разборки отдельных кланов. Чем более информированы и образованны люди, тем сильнее такие убеждения. Например, в Москве 82% считают это признаком общей коррумпированности властей». Всерьез как борьбу с коррупцией это воспринимают пожилые и не очень образованные люди из провинции, большинство же молодежи вообще не знает ничего об аресте Арашуковых, отмечает социолог. Арест в 2016 г. министра экономразвития Алексея Улюкаева все-таки многих удивил, поскольку замаранными оказались люди из либерального лагеря, которые часто говорят о честности в политике, добавляет Гудков: «В данном же случае в отношении представителей кавказских республик таких мыслей нет, все это воспринимается как разборки местных кланов, люди уверены в их коррумпированности».
Низкий уровень доверия к государству и его институтам является мировой нормой, говорит руководитель экспертного совета близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов: «Россияне воспринимают коррупцию через призму своего недовольства государством в целом, они не верят, что госаппарат работает в их интересах. Они смотрят на коррупцию как на симптом общей недостаточности государственной заботы о себе. Коррупционные новости лишь подтверждение того, что это все часть государственной системы, которая не работает в интересах людей, поэтому с кем они связаны, совершенно не важно». Арест Арашуковых приобрел резонанс благодаря форме этого задержания, считает эксперт: «Но то, что про арест говорили по телевидению, для россиян не особо важно. Про коррупцию они узнают не из новостей об арестованном сенаторе, коррупция воспринимается как часть функционирования системы как таковой. Но в этой системе громкие коррупционные дела приносят пользу, потому что они показывают, что с этой болезнью хоть как-то борются и что это не является нормой».