Пресс-выпуски

Потребительские настроения

Покупатели закончили 2018г. на минорной ноте: с конца весны прошлого года индекс потребительских настроений (ИПН) не просто находился в отрицательной зоне (что означает преобладание негативных оценок ситуации на розничном рынке – см. Методику построения ИПН), но и неуклонно снижался – с 98 пунктов в мае до 89 пунктов в ноябре. По уровню потребительских настроений ситуация откатилась на два года назад. В январе 2019г. ситуация не поменялась – по данным опроса, проведенного 25-31 января этого года, значение ИПН сохранилось на уровне 89 пунктов (см. Рисунок 1), что составляет 72% к уровню марта 2008 года (см. график «Индекс потребительских настроений» в разделе индикаторы на сайте Левада-Центра).

Рисунок 1. Динамика «Индекса потребительских настроений»

Как показывает анализ динамики компонент ИПН, потребители не поменяли своего мнения относительно перспектив собственных возможностей для потребительских расходов – индикатор ожидаемого изменения материального положения семей сохранился на ноябрьском уровне – 94 пункта (см. Рисунок 2), т.е. ожидают улучшения материального положения примерно каждый пятый (19%), в то время как каждый четвертый (25%) опасается ухудшения уровня жизни своей семьи в ближайшее время.

Рисунок 2. Динамика компонент «Индекса потребительских настроений»

Точно также остались неизменными представления людей о будущем российской экономики не только в предстоящий год, но и на ближайшую пятилетку (т.е. до 2024г.). Оба частных индикатора сохранились в отрицательной зоне на примерно одинаковых уровнях: 94 пункта (оценки на ближайшие 12 месяцев) и 96 пунктов (на пять лет вперед).

Многие месяцы ухудшения потребительских настроений людей, похоже, опять, как это было в 2015г., могут привести к пересмотру потребительских моделей и ориентиров. Появились первые признаки такой «подстройки к новой реальности».

По данным январского опроса население, с одной стороны, стало чуть лучше оценивать фактические перемены в уровне жизни своих семей – 10% сообщили о том, что оно стало лучше (в ноябре таких ответов было 9%) и более заметно сократилось число ответов об снижении материального достатка – с почти 40% в ноябре до 36% в январе. В итоге индекс вырос с 71 до74 пунктов.

Но этих малых позитивных перемен не хватило для пересмотра потребительских намерений – по-прежнему сокращается доля тех, кто оценивает ситуацию на розничном рынке как «хорошую» для покупок, привлекательную для потребителя. В январе только 19% сообщили, что считают нынешний момент «хорошим» для совершения крупных покупок, тогда как в ноябре такой ответ давал каждый четвертый (25%). Доля негативных оценок сохранилась на уровне примерно трети (33-34%), и частный индекс снизился с 92 до 85 пунктов

Возможно, это начало нового этапа снижения потребительских ориентиров: нынешнее положение перестает оцениваться как негативное за счет отказа от желанных товаров и услуг, пересмотра потребительских моделей.

 

руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни
Марина КРАСИЛЬНИКОВА

АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):