Аналитика

Чего Марс ждет от Венеры? А Венера — от Марса?

Отношения между людьми во многом являются следствием наших «установок», то есть ожиданий. Как себе представляют идеального мужчину — мужчины и женщины, идеальную женщину — женщины и мужчины? Как все эти четыре представления изменяются с возрастом? С семейным положением? С образованием? На эти вопросы есть ответы.

Гендерная социология

Сегодня практически не встретишь популярную в советское время формулировку «половой вопрос», которую применяли, в частности, для описания правил семейной жизни. Мало кто сейчас помнит о существовании «двенадцати половых заповедей революционного пролетариата» для воспитания молодежи. Представители социальных наук ввели специальный термин «гендер», чтобы показать, что отличия в биологическом поле, являющиеся предметом естественных наук (медицины, биологии, физиологии), не всегда определяют отношения между мужчинами и женщинами в социокультурной сфере. Биологический пол не всегда соответствует гендерной принадлежности — существуют особые группы, например — трансгендеры, транссексуалы, чайлдфри и другие. А представители агендерного сообщества вовсе подвергают сомнению гендерную бинарность, не относя себя ни к какому полу и считая, что деление на мужские и женские роли навязывается обществом.

Отношения между индивидами во многом являются следствием установок, существующих в обществе и относящихся к деятельности людей. Американские социологи Флориан Знанецкий и Уильям Томас первые предложили термин «установка» (аттитюд). В их понимании социальная установка означает состояние переживания индивидом ценности, значения или смысла социального объекта, которое определяется внешними, то есть локализованными в социуме, условиями, а не физиологией человека. Мужчина уверен, что он должен кормить семью, а девушка уверена, что она должна выйти замуж. Они не родились с такими представлениями, а в процессе социализации стали разделять коллективные установки и модели поведения, которые предписывают поступать мужчинам или женщинам подобным образом. Впрочем, установки трансформируются под влиянием настроений, интересов и социальных процессов. Исследователи до сих пор дискутируют о влиянии установок на реальное поведение людей — в какой мере установки переходят в действия?

Одно из самых интересных направлений в гендерной социологии — изучение гендерных стереотипов, под которыми понимаются массовые, упрощенные, устойчивые представления о мужчинах и женщинах, а также их социальных ролях, например, жены или мужа, матери или отца. Наиболее распространенный метод исследования — массовый опрос. Он может считаться репрезентативным, то есть представляющим мнения, например, всех граждан страны, если была опрошена репрезентативная выборка, своего рода модель общества в миниатюре. Это ситуация, когда отбор респондентов произведен с учетом их социально-демографических характеристик: пола, возраста, образовательного уровня и некоторых других — так, чтобы по этим параметрам выборка совпадала с реальной структурой общества. Опрос методом личного интервью, о результатах которого речь пойдет далее, соответствует этим требованиям, репрезентируя совершеннолетних российских мужчин и женщин; объем выборки — 1600 человек.

Левада-центр задает вопрос о качествах мужчин и женщин, наиболее ценных с точки зрения россиян, начиная с января 1993 года. Результаты опроса за март 2018 года демонстрируют, что за прошедшие двадцать пять лет существенных изменений в гендерных портретах россиян не произошло.

Участникам опроса (и мужчинам, и женщинам) предлагался список качеств, среди них они должны были выбрать, какие они более всего ценят в мужчинах или женщинах; список качеств для обоих полов был идентичен. Среди самых ценных качеств у мужчин по-прежнему лидируют «ум», «умение заработать» и «порядочность», а у женщин — «хозяйственность» и «хорошая внешность». Однако видно некоторое снижение популярности морально-нравственных качеств («порядочности» и «верности»), что согласуется с общим снижением обеспокоенности проблемой морали в обществе. Если в 1997 году четверть совершеннолетнего населения отмечала среди проблем, которые тревожат, «кризис морали и нравственности», то сейчас их доля составляет порядка 15%.

Гендерная специфика

Если обратиться к различиям во мнениях мужчин и женщин, то можно увидеть, что ценимые качества в представителях обоих полов кардинальным образом отличаются, то есть в общественном мнении строго очерчены мужские и женские качества (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Каким должен быть мужчина

Несмотря на то, что притязания мужчин и женщин относительно представителей своего пола в целом совпадают с представлениями пола противоположного, видны и различия. Например, мужчины чаще женщин ценят в мужчинах «стремление к успеху» (21% против 15%), «независимость» (16% против 6%) и «организованность» (16% против 12%). Женщины, в отличие от мужчин, чаще хотели бы видеть представителей сильного пола «верными» (32% против 13%), «заботливыми» (25% против 10%), «хозяйственными» (22% против 16%) и «порядочными» (39% против 35%). Получается, что свою основную роль в обществе российские мужчины ограничивают профессиональной сферой, предъявляя к соотечественникам соответствующие требования: «умение заработать», «успешность» и «организованность». Напротив, женщины хотели бы разделить с мужчинами обязанности по дому и семье, требуя от них большей «хозяйственности» и «заботливости».

Рисунок 2. Какой должна быть женщина

В самих себе женщины чаще мужчин ценят «ум» (29% против 21%), «умение сопротивляться невзгодам» (12% против 7%) и «организованность» (10% против 5%), что свидетельствует о продолжающейся эмансипации в среде российских женщин, отстаивающих свое право на карьеру и конкуренцию с мужчинами. Мужчины чаще отмечают в женщинах телесные качества: «хорошую внешность» (36% против 28%), «сексапильность» (14% против 7%), «темперамент» (10% против 5%). При этом они так же, как и женщины, уделяют большее внимание противоположному полу с точки зрения «верности» (35% против 25%). Таким образом, для российских мужчин сексуальность женщины во многом важнее ее умственных или профессиональных качеств. Выражение «а поговорить?» из известного анекдота мужчинами к женщинам не применяется, вернее, начинает применяться с возрастом.

Влияние возраста

Чем моложе человек, тем больше он ценит в противоположном поле внешнюю привлекательность. Что вполне логично, учитывая добрачный период жизни, в рамках которого происходит поиск второй половины. Общемировая статистика свидетельствует о том, что возраст вступления в брак постепенно повышается; сегодня, по данным Росстата, средний возраст вступления в первый брак в России составляет для мужчин — 27,8 лет, для женщин — 24,5 лет. В молодости, когда ценностно-моральная структура не вполне сформирована, происходит обращение к первобытному, бессознательному, антропологическому принципу продолжения рода: чем красивее потенциальный партнер, тем он здоровее, а следовательно, способнее к продолжению рода. Уверены в том, что миловидность — это важное качество, и сами женщины. Так, молодые россиянки в возрасте от 18 до 30 лет чаще отмечают, что женщина должна иметь «хорошую внешность» и «легкий характер».

Молодежь до 30 лет (как мужчины, так и женщины) чаще ценит в мужчинах материальные качества: «стремление к успеху» и «умение заработать». Это отчасти определяет брачные стратегии обоих полов и влияет на откладывание момента вступления в брак по причине финансовой несостоятельности. Мужчины пытаются стать успешными, в то время как женщины не спешат вступать в брак, подыскивая того, кто сможет прокормить. Выводы социологов о росте ценности материального в современном обществе не преувеличены: в 2010 году среди всех возможных вариантов, от которых россияне могут получать радость и удовольствие, самым популярным выбором стали «хорошие деньги», которые обогнали досуг с семьей и детьми, занятие любовью, путешествия и многое другое.

С возрастом, независимо от гендерной принадлежности, в мужчинах и в женщинах начинают больше цениться такие качества, как «порядочность» и «хозяйственность». Мужчины с возрастом чаще начинают ценить в женщинах «ум» и «хозяйственность», что указывает на рационализацию выбора по мере взросления и накапливания жизненного опыта. Если в молодости они готовы довольствоваться одной красотой, то в более зрелом возрасте этого становится недостаточно — в женщине хотят видеть интересную собеседницу и хорошую хозяйку.

Даже постсоветское поколение российских женщин в массе своей не стремится к финансовой независимости, самостоятельности и успешности, преимущественно ограничивая ролевые модели женщины семейной сферой, требующей «хозяйственности» и «заботливости» с ее стороны. Получается, что со сменой поколений образ идеальной женщины в России, ограниченный ролью красивой жены и хорошей хозяйки, практически не изменился.

В конце 80-х годов прошлого века отечественный социолог Ю.А.Левада считал, что на смену советскому простому человеку придет носитель других социально-психологических и культурных черт. Однако исследования в девяностых — начале двухтысячных годов, проведенные под его руководством, показали, что многие установки, свойственные гражданину СССР, были унаследованы и в новой жизни.

Cемейное положение

Образ «настоящей» женщины или «настоящего» мужчины может дифференцироваться в зависимости от семейного статуса респондентов, поэтому анкета исследования включала вопрос о семейном положении. Мужчины и женщины были разделены на две подгруппы, за исключением вдовствующих и разведенных: тех, кто состоит в семейных отношениях, и тех, кто не состоит в зарегистрированном браке.

Мнение семейных людей (рис. 3) полностью воспроизводит представление о традиционном разделении ролей в гетерогамной семье, в которой женщина отвечает за ведение быта и хозяйства, а мужчина обеспечивает семью. Так, каждый второй женатый российский мужчина больше всего ценит в женщине такое качество, как «хозяйственность» (среди холостяков таких меньше — 39%). В свою очередь 42% российских замужних женщин считают, что мужчина должен «уметь зарабатывать».

Рисунок 3. Мнение семейных людей

Однако в данном случае семейный статус у женщин существенным образом не влияет на иерархию самых ценных мужских качеств («ум» и «умение зарабатывать»), в отличие от мужчин, среди которых семейное положение значимо дифференцирует желаемый образ женщины. Для холостяков равноценно, чтобы женщина была и «хозяйственной», и «внешне привлекательной» (39% против 34% соответственно). Женатые мужчины более рациональны — среди них представление о том, что спутница должна быть «хозяйственной», значимо важнее ее миловидности (50% против 38% соответственно). Холостяки чаще ищут в женщинах «темперамент», а женатые мужчины хотят видеть в своей половине «способность к сопереживанию» и «заботливость», что указывает на краткосрочность стратегий первых, подразумевающих несерьезные добрачные отношения, и «комфортную долгосрочность» вторых, то есть семейные отношения.

Замужние женщины чаще считают, что их мужчина должен «уметь сопротивляться невзгодам» (17% против 9% соответственно), а свободные девушки чаще ценят в противоположном поле «верность» и «независимость».

Одним из наименее популярных качеств среди обоих полов стала «сексапильность», причем у женщин из обеих подгрупп ее отмечали всего по 1%, а среди мужчин порядка 13—16% опрошенных. Это указывает на табуированность темы секса в обществе, декларативно вынесенной из ценностной структуры.

Женские роли

Однако когда речь заходит не об абстрактной женщине, а о женщине с учетом ее социальной роли, мнение респондентов становится более содержательным и определенным. Главным качеством для «идеальной любовницы» две трети российских мужчин и половина российских женщин называют «сексапильность», которая опережает «хорошую внешность». На третьем месте по популярности — «темперамент». Вполне понятный характер отношений с любовницей исключает из них качества, характеризующие крепкие, долгосрочные, как правило, семейные отношения: «умение сопротивляться невзгодам», «хозяйственность», «способность сопереживать», «заботливость» (рис. 4, 5).

Рисунок 4. Соответствие женских качеств женским ролям (с точки зрения мужчин)

Напротив, образу хорошей жены и матери не свойственны такие качества, как «сексапильность», «темперамент» и «хорошая внешность», которые уступают первенство «заботливости», «хозяйственности», «верности» и «уму». Интересно, что мужчины, состоящие в браке, чаще своих холостых соотечественников отмечают, что жена должна «уметь сопротивляться невзгодам» и «сопереживать», то есть делать все, чтобы семейная лодка не разбилась о быт. Стоит отметить, что основная причина серьезных семейных ссор — это нехватка денег, которую указал каждый третий совершеннолетний россиян в опросе 2016 года (на втором месте — отсутствие взаимопонимания, а замыкают тройку — споры по поводу распределения домашних обязанностей).

Рисунок 5. Соответствие женских качеств женским ролям (с точки зрения женщин)

Поэтому неудивительно, что женатые мужчины, окунувшиеся в семейную жизнь, в два раза чаще своих холостых коллег хотели бы видеть у любовницы «легкий характер», что позволяет трактовать возможную неверность как уход от семейных неурядиц и проблем. Каждый пятый совершеннолетний россиянин считает допустимым иметь кого-то на стороне, причем мужчины в два раза чаще женщин одобряют измены (34% против 16%), хотя большинство выражает неодобрение подобному поведению. Жаль, что в рамках опроса нельзя проверить верность семейных людей — некоторые будут уходить от ответа или давать социально-одобряемый ответ. На табуированность темы сексуальных отношений в нашем обществе указывает и отказ от ее обсуждения со своими детьми и внуками (это делает только каждый десятый россиянин), хотя в странах Запада сексуальное воспитание молодежи — обыденность.

Ранее мы отмечали, что «успешность» и «умение зарабатывать», по мнению россиян, должны характеризовать скорее мужчин, чем женщин, но эта установка меняется в отношении женщины-коллеги. 63% мужчин и 59% женщин считают, что она в первую очередь должна быть «умная», а также «организованная» (42% и 46% соответственно) и «успешная» (39% и 46%). Переформулируя известную поговорку о том, что «не место красит человека, а человек место», можно сказать — «не человек определяет социальную роль, а социальная роль определяет человека». Одни роли становятся желаемыми и референтными для большинства, другие, напротив, выносятся на периферию социальной жизни, а их обладатели подвергаются стигматизации (например, маменькины сынки, к которым часто относят неуспешных мужчин без жены и денег, или старые девы, не соответствующие представлению о том, что женщина в течение жизни обязательно должна выйти замуж).

Влияние образования

Оказалось, что наличие высшего образования у женщин делает их более требовательными к противоположному полу, в отличие от мужчин с высшим образованием, для которых умная женщина все равно менее предпочтительна, чем хозяйственная и верная.

Женщины с высшим образованием чаще ценят в мужчинах коммерческую жилку — умение зарабатывать и стремиться к успеху. Женщины с профессиональным образованием и ниже чаще обращают внимание на «хозяйственность» мужчин. Значительная часть из них проживает в малых городах и селах, соответственно, в частном секторе, где востребован ручной труд: ремонт дома, уход за садом и огородом. Примечательно, что для мужчин с образованием ниже среднего «хорошая внешность» женщины также значима, как и «заботливость» с ее стороны.

Мужчины и женщины с высшим образованием несколько чаще отмечают «верность» как ценное качество у противоположного пола, указывая на большее давление со стороны коллективных представлений об обязательной моногамности в отношениях с партнером. Чем образованнее человек, тем он осведомленнее об общественных нормах, призванных демонстрировать, что хорошо, а что плохо (например, изменять). Соответственно, тем выше уровень декларативной конформности, когда индивид, понимая общественную ценность тех или иных норм, выражает им полное одобрение, но может им не следовать. Самый яркий пример — отношение к курению. Большая часть россиян считает, что курить вредно, и поддерживает запреты на курение в общественных местах, при этом практически каждый второй совершеннолетний соотечественник курит с той или иной степенью регулярности.

Заключение

Таким образом, представления женщин и мужчин друг о друге в России носят стереотипный характер, согласно которому главные роли женщины ограничиваются женой и матерью (красивой, хозяйственной и заботливой), а роль мужчины концентрируется вокруг профессионального становления и зарабатывания денег. В целом эти представления друг о друге в среде мужчин и женщин совпадают. С возрастом и опытом семейной жизни такая жесткая категоризация на мужские и женские социальные роли (а соответственно, и обязанности) ослабляется, и мужчины чаще желают, чтобы женщины вели себя как сильный пол — проявляли мудрость и были опорой, а женщины начинают ценить мужчин за помощь по дому и моральные качества. В структуре гендерных представлений деньги играют значимую роль, от которых зависит как брачное поведение (поиск успешного и финансово состоятельного партнера), так и семейная жизнь (ссоры из-за нехватки денег как потенциальная причина измен). Образованность — важный фактор формирования гендерных предпочтений для женщин. Получив высшее образование, они становятся более требовательными к противоположному полу. Мужчины же вне зависимости от уровня образования предпочитают хозяйственных и красивых женщин умным (ум в женщинах они начинают ценить с возрастом).

Размышляя о будущем гендерных стереотипов, следует понимать, что мир не стоит на месте и технический прогресс в той или иной мере влияет на далекие от него социокультурные установки, включая отношения между мужчинами и женщинами. Интернет и социальные сети представляют новые возможности для обоих полов. Женщины могут проявлять больше самостоятельности от мужчин, зарабатывая, например, ведением блога или инстаграмма, а мужчины, ориентированные на отношения без обязательств, могут знакомиться с девушками в Сети, минуя брак. В Японии выросло целое поколение мужчин, которые отказываются от отношений с реальной девушкой в пользу отношений с виртуальной спутницей, не требующей соблюдения общественных норм и полностью соответствующей их представлениям об идеальной женщине (там такой тип поведения часто называют «тайдзин кёфусё», или «болезнь боязни межличностных отношений»). Говорят, что Япония — это страна будущего, но насколько виртуальные отношения в России вытеснят реальные с соответствующими им гендерными стереотипами (если это произойдет), нам еще предстоит узнать.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):