Аналитика

Между Прагой-1968 и Крымом-2014

Вспоминая 1968 г., чехи и словаки вспоминают величайший национальный подъем и свое величайшее национальное унижение. И вряд ли при этом задумываются, а был ли у них реальный шанс построить социализм с человеческим лицом. У них теперь капитализм с вполне человечной физиономией… Нам же про себя и задумываться нечего, нам яснее ясного показали, с каким лицом у нас только и может быть социализм. А потом с таким же оказался и наш капитализм. И тот и другой у нас с лицом не человеческим, а государственным.

Теперь у нас одни люди вспоминают о тех днях как о начавшейся эпохе нестерпимого стыда. Но для других это совсем другие уроки. Это, во-первых, опыт мастерски проведенной войсковой операции, (почти) бескровно решившей поставленную политическую задачу. Во-вторых, это добытое знание, что «они» ничего нам не сделают, что бы мы ни творили на пространстве, объявленном «своим». Успех с Прагой подсказал, что можно идти в Афган, потом в Грузию; он же был повторен с Крымом.

В нашей гражданской жизни подобие ситуаций с Прагой и Крымом в том, что в обоих случаях нашлось меньшинство, думавшее, что мы, страна, не правы. В 1968 г. были приняты меры, чтобы оно молчало. На всех предприятиях и во всех учреждениях проводились собрания, на которых надо было поднятием руки показать, что поддерживаешь ввод войск. Даже воздержаться значило иметь неприятности, а голосование против означало изгнание из рядов, увольнение и т. п. В 2014 г. такого не было. Но в 1968 г. тем, кто решился быть против, тайком жали руки. В 2014 г. с ними рвали отношения.

Относительно всех стран, которые были «нашими», у руководства СССР было твердое мнение: если не держать их силой, убегут к «ним». Но, может быть, если б не было такой установки, если б не было подавления той «весны» (как и акций военного подавления в Германии и Венгрии, угроз Польше и проч.), то не убежали бы они всей толпой в 1989 г. от «нас» к «ним». А там, глядишь, и деление мира на «нас» и «них» ушло бы. Впрочем, вряд ли. Ведь что б тогда было делать тем, для кого это противостояние миров – родная питательная среда?

Сегодня большинство россиян не помнят или не хотят помнить эти события полувековой давности. Среди тех, кому меньше 50, более половины, а среди тех, кому меньше 25, – более трех четвертей говорят, что «ничего не знают» о том, что происходило в Чехословакии в 1968 г. Но есть те, кто помнит или знает и готов выразить к этим событиям свое отношение. Среди них людей, считающих, что «Советский Союз поступил правильно, введя свои войска», вдвое больше, чем тех, кто считает это неправильным.

Этому большинству полезно напомнить, что во время государственного визита в Чешскую Республику в конце августа 1993 г. президент Борис Ельцин назвал вторжение войск Варшавского договора агрессией против суверенного государства. А в 2006 г. президент Путин сказал: «Мы не только осуждаем то, что было негативного в прошлом – я имею в виду события 1968 г., но и чувствуем моральную ответственность за это».

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):