В родительском рейтинге профессий лидируют врачи!
В мае 2018 г. Левада-Центр провел опрос 1602 респондентов по репрезентативной выборке взрослого населения Российской Федерации о том, что думают родители о будущей профессии своих детей, внуков (см. табл. 1). Статистическая погрешность результатов не превышает +3,4%.
Чаще всего респонденты называли профессию врача (20% опрошенных). На 2-м месте – предприниматели/бизнесмены, программисты/ специалисты в области высоких технологий, юристы/ экономисты/финансисты, а также военные/офицеры (по 15% опрошенных). 3-е место заняли такие профессии как директор банка (12%), инженер (10%) и спортсмен (9%). Еще меньше рейтинг у политиков/министров (7%), квалифицированных рабочих, профессоров/ученых/ преподавателей вузов и владельцев магазинов (по 6%) и творческих профессий – артистов/ музыкантов/ художников/ писателей/ журналистов (5%). В конце списка — школьный учитель (3%), фермер (2%), социолог/ маркетолог/ политолог/ рекламщик (2%) и священник (2%). Другие варианты назвали 7% опрошенных. Затруднились ответить – 15% респондентов.
Таблица 1. Рейтинг профессий (в процентах от числа опрошенных в каждой группе)
Кем бы Вы хотели видеть Вашего сына (дочь, внука)? | Все | Пол | Возраст | Образование | |||||||
М | Ж | 18-24 | 25-39 | 40-54 | 55+ | ВПО | СПО | Среднее полное | Среднее общее и ниже | ||
Число опрошенных | 1602 | 723 | 879 | 143 | 487 | 403 | 569 | 474 | 472 | 441 | 215 |
Врачом | 20 | 17 | 23 | 17 | 21 | 19 | 22 | 22 | 20 | 20 | 20 |
Предпринимателем, бизнесменом | 15 | 17 | 14 | 18 | 20 | 17 | 10 | 17 | 16 | 13 | 15 |
Программистом, специалистом в области высоких технологий | 15 | 15 | 16 | 19 | 19 | 15 | 12 | 17 | 17 | 14 | 10 |
Юристом, экономистом, финансистом | 15 | 13 | 17 | 14 | 16 | 15 | 15 | 18 | 13 | 13 | 18 |
Военным, офицером | 15 | 17 | 13 | 12 | 15 | 15 | 15 | 15 | 14 | 16 | 16 |
Директором банка | 12 | 12 | 12 | 17 | 14 | 13 | 8 | 13 | 11 | 10 | 14 |
Инженером | 10 | 12 | 9 | 7 | 8 | 10 | 13 | 11 | 11 | 10 | 7 |
Спортсменом | 9 | 10 | 7 | 12 | 10 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
Политиком, министром | 7 | 7 | 6 | 7 | 9 | 8 | 4 | 8 | 7 | 6 | 7 |
Квалифицированным рабочим | 6 | 7 | 6 | 7 | 4 | 6 | 8 | 4 | 5 | 8 | 7 |
Профессором, ученым, преподавателем вуза | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 8 | 4 | 5 | 6 |
Владельцем магазина | 6 | 5 | 6 | 9 | 6 | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 | 8 |
Артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом | 5 | 4 | 6 | 7 | 7 | 5 | 3 | 7 | 5 | 4 | 3 |
Школьным учителем | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 0 | 1 |
Фермером | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
Священником | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Другое | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 9 | 5 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 16 | 15 | 16 | 14 | 12 | 19 | 12 | 14 | 18 | 21 |
Продолжение таблицы 1.
Кем бы Вы хотели видеть Вашего сына (дочь, внука)? | Все | Населенный пункт | Род занятий | ||||||||
Москва | Другие крупные города | Средние города | Малые города | Села | Предпри-ниматели | Руководи-тели | Специа-листы | Служащие | Рабочие | ||
Число опрошенных | 1602 | 140 | 384 | 315 | 362 | 402 | 98 | 59 | 289 | 153 | 302 |
Врачом | 20 | 18 | 16 | 24 | 19 | 24 | 36 | 26 | 14 | 18 | 15 |
Предпринимателем, бизнесменом | 15 | 18 | 15 | 22 | 11 | 14 | 19 | 24 | 19 | 19 | 11 |
Программистом, специалистом в области высоких технологий | 15 | 26 | 21 | 15 | 12 | 9 | 13 | 26 | 20 | 13 | 13 |
Юристом, экономистом, финансистом | 15 | 21 | 17 | 12 | 17 | 12 | 13 | 14 | 16 | 15 | 15 |
Военным, офицером | 15 | 10 | 11 | 19 | 14 | 18 | 17 | 21 | 14 | 8 | 11 |
Директором банка | 12 | 15 | 11 | 16 | 9 | 11 | 9 | 11 | 13 | 10 | 11 |
Инженером | 10 | 10 | 10 | 13 | 10 | 9 | 13 | 8 | 10 | 9 | 6 |
Спортсменом | 9 | 15 | 8 | 9 | 8 | 7 | 8 | 13 | 7 | 7 | 7 |
Политиком, министром | 7 | 16 | 8 | 6 | 3 | 7 | 5 | 1 | 4 | 3 | 8 |
Квалифицированным рабочим | 6 | 4 | 4 | 6 | 8 | 7 | 4 | 9 | 7 | 4 | 4 |
Профессором, ученым, преподавателем вуза | 6 | 9 | 9 | 7 | 2 | 4 | 10 | 6 | 3 | 6 | 6 |
Владельцем магазина | 6 | 7 | 4 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 9 | 5 | 3 |
Артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом | 5 | 12 | 5 | 6 | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Школьным учителем | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 6 | 3 | 1 | 0 |
Социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком | 2 | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 |
Фермером | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Священником | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | — | 7 | 5 | 7 | 7 | 7 |
Другое | 7 | 4 | 9 | 6 | 5 | 7 | 9 | 3 | 13 | 13 | 16 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 9 | 14 | 11 | 17 | 21 | 36 | 26 | 14 | 18 | 15 |
Среди мужчин лидируют профессии врача, предпринимателя и военного (за них проголосовали по 17% опрошенных мужчин), за ними следуют программисты, юристы/экономисты, затем — директора банков или инженеры, на 4-м месте — спортсмены.
Женщины в первую очередь называли врачей (23%), на 2-м месте — юристы/экономисты, с 3-го по 6-е места заняли программисты, предприниматели, военные и директора банков и лишь седьмое — инженеры.
Молодежь 18-24 лет предпочла бы профессию программиста (19%) или предпринимателя (18%), 3-е место разделили директора банков и врачи, часто упоминались также юристы/экономисты, 5-е место у спортсменов и военных, а на 6-м месте — владельцы магазинов.
В группе респондентов 25-39 лет лидируют врачи (21%), на 2-м и 3-м местах — предприниматели и программисты, следующие три места заняли юристы/экономисты, военные и директора банков. Много голосов было также за спортсменов и политиков.
«Выпускающая» возрастная когорта (40-54 лет) предпочитает профессию врача (19%) или предпринимателя (17%), на 3-м месте – программисты, юристы/экономисты и военные, на 4-м — директора банков, на 5-м — инженеры.
Старшая возрастная группа (55 лет и старше) тоже голосует за врачей (22%), но на 2-м месте их рейтинга – военные или юристы/экономисты, на 3-м – инженеры, на 4-м – программисты, на 5-м — предприниматели .
Среди респондентов с высшим образованием рейтинг профессий почти аналогичен общероссийскому раскладу: лидируют врачи, на 2-м месте — юристы/экономисты, на 3-м — предприниматели и программисты, далее — военные, директора банков и инженеры.
В группе со средним образованием «рыночные» профессии не столь популярны. Среди родителей, имеющих среднее профессиональное образование, лидируют врачи и программисты, далее следуют предприниматели, военные, юристы/экономисты, инженеры и директора банков. А среди лиц со средним полным образованием за профессией врача следуют военные и программисты, за ними – юристы/экономисты и предприниматели, далее – инженеры и директора банков.
Напротив, в группе респондентов с образованием ниже среднего как раз популярны «рыночные» профессии: после врачей следуют юристы/ экономисты, предприниматели и директора банков, наравне с ними оказались военные.
Москвичи отличились: у них на 1-м месте программисты (26%), далее следуют юристы/экономисты, затем врачи и предприниматели, 4-е место заняли политики/министры, 5-е — директора банков и спортсмены, за ними — творческие или инженерные профессии. Среди жителей других крупных городов тоже лидируют программисты (21%) и те же три профессии (юристы/экономисты, врачи, предприниматели), но далее предпочтения немного другие: военные, директора банков и инженеры. Среди жителей более мелких населенных пунктов на 1-м месте – врачи, на 2-м месте – в средних городах – программисты, в малых городах – юристы/экономисты, в селах – военные.
Среди немногочисленных предпринимателей, попавших в выборку, лидируют предприниматели (36%), на 2-м месте – программисты и директора банков, а врачи лишь на 7-м месте. У специалистов на первом месте юристы/экономисты и программисты, у рабочих – врачи, предприниматели и военные.
В рейтинге школьных предметов лидируют уроки истории!
В рамках того же опроса участникам был задан вопрос о том, преподаванию каких школьных предметов, по их мнению, сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание. Респонденты могли назвать любое количество предметов из предложенного списка (см. табл 2).
1-е место по частоте ответов заняла история – ее назвали почти половина опрошенных (49%). На 2-м месте – русский язык (43%), на 3-м – математика (37%). После них следует иностранный язык (28%), родной язык и литература (26%), компьютерная грамотность и информатика (24%). Пятая часть опрошенных назвали трудовое воспитание, 15% – естественные науки (физику, химию и биологию), 10% – физкультуру. Остальные предметы упомянули менее 10% респондентов.
Среди мужчин и женщин почти нет различий в рейтинге предметов. Небольшие отличия только в нижней части списка – например, женщины чаще называли общественные науки, а мужчины – физкультуру.
Среди молодежи 18 –24 лет мы наблюдаем несколько иную картину: на 1-е место вышел иностранный язык (44%), а история оказалась на втором (41%). На 3-м месте – компьютерная грамотность и информатика (40%). Только следом за ними – русский язык (37%) и математика (31%). Респонденты данной возрастной когорты чаще, чем остальные возрастные группы, выбирали такие предметы, как основы менеджмента и управления (13%) и половое воспитание (11%) , реже – трудовое воспитание (10%).
В группе респондентов 25 – 39 лет предметы, занявшие первые четыре места, аналогичны общему распределению по всем опрошенным, но компьютерную грамотность и информатику они называли чаще (31%), чем родной язык и литературу (25%).
Среди респондентов в возрасте 40–54 года, наоборот, родной язык и литература упоминались чаще (28%) и заняли 4-е место (после математики), а компьютерная грамотность и иностранные языки оказались на 5-м месте (по 23% опрошенных).
В старшей возрастной группе (55 лет и старше) родной язык и литература также заняли 4-е место (27%). А на 5-м месте оказалось трудовое воспитание (25%), опередив иностранный язык (21%) и компьютерную грамотность (16%).
Таким образом, тройка предметов – история, русский язык и математика – называлась чаще всего представителями всех возрастных групп, кроме самой младшей, представляющей собой, в основном, студентов и молодых специалистов.
Если сравнивать группы респондентов с различным уровнем образования, то первая тройка предметов (история, русский язык и математика) тоже лидирует у всех групп. На 4-м месте среди респондентов с высшим образованием оказался иностранный язык, на 5-м – компьютерная грамотность и информатика. Среди респондентов без высшего образования на 4-м и 5-м местах – родной язык и литература и иностранный язык.
Москвичи чаще всего выбирали математику (42%), на 2-м месте – иностранные языки, на 3-м – компьютерная грамотность, информатика и русский язык, а история заняли лишь 4-е место (32%).
Среди жителей других крупных городов первая четверка предметов совпадает с общероссийским результатом, но на 5-м месте – компьютерная грамотность. Респонденты данной группы чаще, чем остальные опрошенные, выбирали общественные науки и половое воспитание.
У жителей средних городов с населением от 100 тысяч до 500 тысяч на 1-м месте – русский язык (51%), затем история и математика.
Жители малых городов с реже, чем остальные респонденты, упоминали иностранный язык, а на 4-м место они поставили родной язык и литературу, затем – компьютерную грамотность и трудовое воспитание. Сельские жители чаще остальных выбирали трудовое воспитание – наравне с иностранным языком и родным языком и литературой.
Таблица 2. Рейтинг школьных предметов (в процентах от числа опрошенных в каждой группе)
Как Вы считаете, преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание? | Все | Пол | Возраст | Образование | |||||||
М | Ж | 18-24 | 25-39 | 40-54 | 55+ | ВПО | СПО | Среднее полное | Среднее общее и ниже | ||
Число опрошенных | 1602 | 723 | 879 | 143 | 487 | 403 | 569 | 474 | 472 | 441 | 215 |
Истории | 49 | 49 | 50 | 41 | 48 | 50 | 52 | 48 | 50 | 51 | 49 |
Русскому языку | 43 | 38 | 47 | 37 | 41 | 41 | 49 | 42 | 43 | 46 | 41 |
Математике | 37 | 36 | 37 | 31 | 38 | 39 | 36 | 40 | 37 | 36 | 30 |
Иностранным языкам | 28 | 25 | 29 | 44 | 34 | 23 | 21 | 33 | 26 | 27 | 20 |
Родному языку и литературе | 26 | 25 | 28 | 23 | 25 | 28 | 27 | 25 | 30 | 25 | 24 |
Компьютерной грамотности, информатике | 24 | 25 | 24 | 40 | 31 | 23 | 16 | 28 | 24 | 21 | 23 |
Трудовому воспитанию | 20 | 21 | 19 | 10 | 17 | 19 | 25 | 18 | 19 | 22 | 20 |
Физике, химии, биологии | 15 | 18 | 12 | 19 | 13 | 18 | 13 | 15 | 13 | 17 | 13 |
Физкультуре | 10 | 13 | 7 | 14 | 10 | 8 | 10 | 10 | 9 | 10 | 11 |
Общественным наукам (социологии, экономике, политологии) | 9 | 7 | 10 | 10 | 10 | 9 | 7 | 11 | 9 | 7 | 7 |
Половому воспитанию | 7 | 5 | 8 | 11 | 8 | 6 | 6 | 8 | 8 | 5 | 7 |
Основам менеджмента, управлению производством | 6 | 6 | 6 | 13 | 8 | 4 | 4 | 7 | 6 | 6 | 4 |
Бухгалтерии, делопроизводству | 5 | 5 | 6 | 4 | 7 | 5 | 4 | 7 | 5 | 4 | 5 |
Основам религии, Закону Божию | 5 | 4 | 7 | 5 | 5 | 4 | 7 | 4 | 8 | 5 | 3 |
Ведению домашнего хозяйства | 5 | 3 | 7 | 3 | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Философии | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Истории искусства, художественному творчеству | 2 | 1 | 3 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 |
Другим предметам | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 8 | 4 | 4 | 3 | 6 | 8 | 3 | 5 | 7 | 9 |
Продолжение таблицы 2.
Как вы считаете, преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание? | Все | Населенный пункт | ||||
Москва | Другие крупные города | Средние города | Малые города | Села | ||
Число опрошенных | 1602 | 140 | 384 | 315 | 362 | 402 |
Истории | 49 | 32 | 49 | 47 | 54 | 54 |
Русскому языку | 43 | 35 | 46 | 51 | 44 | 36 |
Математике | 37 | 42 | 38 | 43 | 36 | 31 |
Иностранным языкам | 28 | 38 | 33 | 33 | 16 | 25 |
Родному языку и литературе | 26 | 28 | 25 | 27 | 27 | 26 |
Компьютерной грамотности, информатике | 24 | 35 | 28 | 23 | 19 | 22 |
Трудовому воспитанию | 20 | 16 | 17 | 19 | 19 | 25 |
Физике, химии, биологии | 15 | 16 | 15 | 19 | 14 | 11 |
Физкультуре | 10 | 12 | 8 | 11 | 11 | 9 |
Общественным наукам (социологии, экономике, политологии) | 9 | 8 | 13 | 9 | 7 | 7 |
Половому воспитанию | 7 | 5 | 12 | 5 | 7 | 4 |
Основам менеджмента, управлению производством | 6 | 8 | 7 | 7 | 5 | 5 |
Бухгалтерии, делопроизводству | 5 | 6 | 6 | 7 | 2 | 6 |
Основам религии, Закону Божию | 5 | 3 | 7 | 6 | 5 | 4 |
Ведению домашнего хозяйства | 5 | 7 | 4 | 3 | 5 | 7 |
Философии | 4 | 4 | 6 | 2 | 4 | 3 |
Истории искусства, художественному творчеству | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Другим предметам | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 1 | 4 | 3 | 6 | 10 |
Подготовили: Ольга Шувалова и Ксения Агапеева
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.