Опрос проведен 1-5 декабря 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.
Опрос медицинских специалистов проведен 21-28 мая 2018 года по онлайн-панели медицинских специалистов объемом 506 чел. Отбор специалистов осуществлялся случайным образом с учетом квот на размер населенного пункта, специализации и опыта работы. Младший и средний медицинский персонал не опрашивался.
По данным исследования Левада-Центра, проведенного в декабре 2017 года, трети россиян (33%) приходилось сталкиваться с неизлечимой болезнью своего родственника или близкого человека. Разговор о смерти и умирании достаточно долгое время был непопулярен в сообществе российских социологов . Очевидно, что изучение того, как оказывается паллиативная помощь, и как проводят свои последние дни больные, связан не только с прикладными медицинскими темами, но и затрагивает социальный аспект проблемы. Какие гуманитарные проблемы касаются работы врачей и социальных служб? Какие коммуникативные практики характерны для российского общества при обсуждении этой темы? Неизлечимые болезни и умирание в общественном сознании неразрывно связано с ощущением страдания.
В какой степени Вы согласны или не согласны с тем, что в нашей стране тяжелобольные умирают без должного внимания и достойной заботы со стороны врачей и социальных служб?
Население и врачи в целом выражают согласие с тем, что тяжелобольные умирают без должного внимания. Так или иначе с этим утверждением согласны 81% врачей и 78% респондентов всероссийского опроса.
В то же время население в среднем меньше, чем профессионалы, обеспокоено тем, как больные проживают остаток дней. Можно предположить, что подобное «равнодушие» связано с тем, что проблемы неизлечимо больных людей не принято обсуждать на бытовом уровне, в то время как для врачей это является частью профессии.
В какой степени Вы согласны или не согласны с тем, что если человек неизлечимо болен и не имеет шансов на выздоровление, то уже не так важно, как он проживет остаток дней?
Профанность россиян в обсуждении болезни и смерти очевидна на фоне врачей. Более трети опрошенных россиян (37%) боятся «накликать» смерть, а половина респондентов (51%) предпочитает избегать эту сложную тему в разговоре, потому что испытывает страх.
В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждениями:
При этом табуированность темы не отражается в списке проблем, с которыми, по мнению россиян, сталкиваются больные. Невозможность говорить об умирании с другими людьми оказывается на последнем месте в списке проблем даже у тех, у кого есть опыт ухода за паллиативным больным. Табуированность темы смерти косвенно отражается в проблеме социальной изоляции, одиночества – выпадение из социальной жизни и утрата общих тем в разговорах со знакомыми (23%/27%) и в жалобах на отсутствие психологической поддержки (14%/20%). В целом люди, имеющие опыт контакта с неизлечимо больными родственниками или знакомыми, острее чувствуют их проблемы, но это практически не отражается на приоритетности проблем. Ключевыми проблемами неизлечимо больных людей является нехватка средств, нехватка медицинской помощи, плохое качество медицинских услуг: проблемы касающиеся работы инфраструктуры и наличия ресурсов, а не отношения человека и общества, пациента и врача, то есть гуманитарной сферы.
По Вашему мнению, с какими наиболее острыми проблемами сталкивается неизлечимо больной человек? (в %)
Можно было бы предположить, что врачи, имеющие существенно частый контакт с болезнями и смертью, более склонны к обсуждению различных деталей и ритуалов, которые так или иначе связаны с этой темой. Действительно, врачи чаще говорили со знакомыми:
- о своих пожеланиях по захоронению – 26% (россияне – 14%);
- о месте, где хотели бы умереть – 13% (россияне – 6%);
- о завещании – 13% (россияне – 9%);
- о пожеланиях по оказанию помощи и ухода в конце жизни – 15% (россияне – 3%).
Приходилось ли вам обсуждать с кем-либо из близких родственников или друзей:
Однако, значительную долю как среди врачей, так и среди населения, составляют те, кто не обсуждал подобные темы – среди врачей таковых оказалось 56%, а среди россиян – 69%.
Отношение к смерти, погребению, посмертному завещанию и прочим связанным ритуалам является частью культуры и не может быть воспринято отдельно от других процессов в обществе. Оно зависит от плотности социальных связей, образов массовой культуры, отношений государства и общества. На сегодняшний день можно судить об исключенности темы смерти и умирания из массового дискурса; о восприятии смерти как экстраординарного события, нарушающего привычный контроль общества и государства над жизнью отдельного индивида.
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.