Опрос проведен 20 – 24 апреля 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.
В апреле 2018 года Левада-Центра повторил вопрос о занятиях, которые могут доставлять удовольствие. В целом просмотр телевизора, денежная прибыль и досуг с детьми, как и восемь лет назад (в 2010-м году), являются главными поводами для радости среди россиян.
Для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет на первом месте среди повседневных радостей прослушивание музыки (39%) и времяпрепровождение с любимым человеком (38%). Чаще своих старших сограждан они получают удовольствие от путешествий (33%), секса (24%) и спортивных занятий (21%). Практически каждый пятый миллениал получает удовольствие от компьютерных игр или учебы.
Россияне в возрасте от 30 до 39 лет радуются времени, проведенному с детьми, и «хорошим деньгам» (35%). В целом эти же предпочтения фиксируются среди россиян в возрасте от 40 до 49 лет.
Удовольствия респондентов старше 50 лет сосредоточены вокруг телепросмотра и работы в саду или огороде. Чаще остальных возрастных групп они отмечают радость от чтения книги или журнала, а также от прогулок по лесу. Таким образом, чем старше респондент, тем больше радости ему доставляют занятия в саду и огороде, и меньше – путешествия, деньги, время с любимым человеком и спорт.
Путь к мужским радостям лежит через желудок (31%) и телевизор (33%). Каждый четвертый российский мужчина получает удовольствие от рыбалки и охоты, а каждый пятый – от выпивки в хорошей компании. Радости российской женщины сосредоточены вокруг телепросмотра (35%), приготовления еды (33%) и детей (31%). Они чаще мужчин с удовольствием работают в саду или огороде, принимают гостей, делают покупки и читают книги, т.е. их основные радости преимущественно ограничены семьей и домом.
Чем образованнее респондент, тем меньше удовольствия он получает от просмотра телевизора, и, напротив, больше – от времени, проведенного с семьей и детьми, путешествий, чтения и музыки. Животные – один из источников повседневных радостей для каждого пятого россиянина с начальным образованием.
У россиян с высоким потребительским статусом, которые могут покупать практически все, что они захотят, в целом разнообразнее и насыщеннее источники удовольствий. Они чаще радуются времени, проведенному с любимым человеком или в путешествиях, сексу и занятиям спортом.
Семейный статус респондентов накладывает особенности на формирование представлений о радостных занятиях. Телепросмотр (33%) и досуг с детьми (29%) доставляют наибольшую радость семейным людям. Россияне, которые разведены или овдовели, получают удовольствие от просмотра телевизора, огорода и книг. Холостые российские мужчины и женщины, чаще семейных людей, радуются любимой музыке, хорошим деньгам, путешествиям и компьютерным играм.
Проживание в столице и крупных городах предоставляет больше поводов для радости. Жители Москвы чаще наслаждаются шоппингом и тратой денег, выпивкой в хорошей компании и путешествиями. Россияне, проживающие в сёлах и малых городах, чаще получают удовольствие от повседневных занятий: работы в огороде или саду, ведения домашнего хозяйства.
ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ДОСТАВЛЯЕТ ВАМ САМУЮ БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по апрелю 2018 года)
мар.10 | апр.18 | |
Смотреть телевизор | 28 | 34 |
Получить хорошие деньги | 33 | 26 |
Проводить время с детьми | 26 | 24 |
Вкусно поесть | 17 | 24 |
Заниматься садом, огородом | 20 | 23 |
Проводить время с любимым человеком | 17 | 22 |
Путешествовать | 16 | 22 |
Готовить что-то вкусное | 15 | 22 |
Слушать музыку | 18 | 20 |
Принимать гостей | 18 | 20 |
Читать интересную книгу, журнал | 17 | 20 |
Мастерить, заниматься домашним хозяйством | 20 | 17 |
Делать покупки | 15 | 16 |
Бродить по лесу | 14 | 16 |
Тратить деньги, не считая | 16 | 15 |
Заниматься любовью | 15 | 12 |
Рыбачить, охотиться | 13 | 12 |
Выпить в хорошей компании | 8 | 12 |
Побыть одному (одной) | 6 | 12 |
Возиться с животными | 9 | 10 |
Работать в полную силу | 19 | 9 |
Заниматься спортом | 7 | 9 |
Учиться, узнавать новое | 8 | 8 |
Играть в компьютерные игры | -* | 8 |
Болеть за свою команду | 7 | 7 |
Организовывать людей на полезное дело | 4 | 5 |
Играть в шахматы, домино и др. | 3 | 3 |
Участвовать в политике | 1 | 1 |
Ничего не делать | 4 | 4 |
Другое | 2 | 3 |
Затруднились ответить | 3 | 2 |
* Вариант не был включен в карточку c ответами для выбора.
Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик (пола и возраста, образования, потребительского и семейного статусов) см. в прикрепленном PDF-файле.
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.