Пресс-выпуски

Радостные занятия

Опрос проведен 20 – 24 апреля 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.

В апреле 2018 года Левада-Центра повторил вопрос о занятиях, которые могут доставлять удовольствие. В целом просмотр телевизора, денежная прибыль и досуг с детьми, как и восемь лет назад (в 2010-м году), являются главными поводами для радости среди россиян.

Для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет на первом месте среди повседневных радостей прослушивание музыки (39%) и времяпрепровождение с любимым человеком (38%). Чаще своих старших сограждан они получают удовольствие от путешествий (33%), секса (24%) и спортивных занятий (21%). Практически каждый пятый миллениал получает удовольствие от компьютерных игр или учебы.

Россияне в возрасте от 30 до 39 лет радуются времени, проведенному с детьми, и «хорошим деньгам» (35%). В целом эти же предпочтения фиксируются среди россиян в возрасте от 40 до 49 лет.

Удовольствия респондентов старше 50 лет сосредоточены вокруг телепросмотра и работы в саду или огороде.  Чаще остальных возрастных групп они отмечают радость от чтения книги или журнала, а также от прогулок по лесу. Таким образом, чем старше респондент, тем больше радости ему доставляют занятия в саду и огороде, и меньше – путешествия, деньги, время с любимым человеком и спорт.

Путь к мужским радостям лежит через желудок (31%) и телевизор (33%). Каждый четвертый российский мужчина получает удовольствие от рыбалки и охоты, а каждый пятый – от выпивки в хорошей компании. Радости российской женщины сосредоточены вокруг телепросмотра (35%), приготовления еды (33%) и детей (31%). Они чаще мужчин с удовольствием работают в саду или огороде, принимают гостей, делают покупки и читают книги, т.е. их основные радости преимущественно ограничены семьей и домом.

Чем образованнее респондент, тем меньше удовольствия он получает от просмотра телевизора, и, напротив, больше – от времени, проведенного с семьей и детьми, путешествий, чтения и музыки. Животные – один из источников повседневных радостей для каждого пятого россиянина с начальным образованием.

У россиян с высоким потребительским статусом, которые могут покупать практически все, что они захотят, в целом разнообразнее и насыщеннее источники удовольствий. Они чаще радуются времени, проведенному с любимым человеком или в путешествиях, сексу и занятиям спортом.

Семейный статус респондентов накладывает особенности на формирование представлений о радостных занятиях. Телепросмотр (33%) и досуг с детьми (29%) доставляют наибольшую радость семейным людям. Россияне, которые разведены или овдовели, получают удовольствие от просмотра телевизора, огорода и книг. Холостые российские мужчины и женщины, чаще семейных людей, радуются любимой музыке, хорошим деньгам, путешествиям и компьютерным играм. 

Проживание в столице и крупных городах предоставляет больше поводов для радости. Жители Москвы чаще наслаждаются шоппингом и тратой денег, выпивкой в хорошей компании и путешествиями. Россияне, проживающие в сёлах и малых городах, чаще получают удовольствие от повседневных занятий: работы в огороде или саду, ведения домашнего хозяйства.

ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ДОСТАВЛЯЕТ ВАМ САМУЮ БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ? (респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию по апрелю 2018 года)

  мар.10 апр.18
Смотреть телевизор 28 34
Получить хорошие деньги 33 26
Проводить время с детьми 26 24
Вкусно поесть 17 24
Заниматься садом, огородом 20 23
Проводить время с любимым человеком 17 22
Путешествовать 16 22
Готовить что-то вкусное 15 22
Слушать музыку 18 20
Принимать гостей 18 20
Читать интересную книгу, журнал 17 20
Мастерить, заниматься домашним хозяйством 20 17
Делать покупки 15 16
Бродить по лесу 14 16
Тратить деньги, не считая 16 15
Заниматься любовью 15 12
Рыбачить, охотиться 13 12
Выпить в хорошей компании 8 12
Побыть одному (одной) 6 12
Возиться с животными 9 10
Работать в полную силу 19 9
Заниматься спортом 7 9
Учиться, узнавать новое 8 8
Играть в компьютерные игры -*  8
Болеть за свою команду 7 7
Организовывать людей на полезное дело 4 5
Играть в шахматы, домино и др. 3 3
Участвовать в политике 1 1
Ничего не делать 4 4
Другое 2 3
Затруднились ответить 3 2

* Вариант не был включен в карточку c ответами для выбора.

Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик (пола и возраста, образования, потребительского и семейного статусов) см. в прикрепленном PDF-файле.

АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):