Судя по ответам россиян в декабрьских опросах «Левада-центра» об ожиданиях на 2018 г., публика настроена достаточно оптимистично.
Есть привычный скепсис насчет действий правительства. Как обычно, более половины россиян (а среди руководителей почти две трети) не ждут от правительства, что оно в течение ближайшего года сможет улучшить положение в стране. Материальное положение их семей, считает большинство, за предстоящий год не изменится. Впрочем, среди богатых почти треть ждут улучшения своего благосостояния.
В целом, полагает народ, скоро изменится к лучшему политическое положение России (этого ждут 56%), а с ним и ситуация в экономике обязана поправиться (51%).
Как обычно, в конце года «Левада» спрашивал людей про то, чего они опасаются в году наступающем. Задавалось 10 вопросов о вероятности событий, которые могли бы иметь значительные, в основном отрицательные, последствия для всей страны.
Страхов, которые были бы массовыми, не обнаружено. Половина жителей – а среди домохозяек 57% – ждут кризисных явлений в экономике. Но о том, что в стране кризис, люди говорят уже давно. Ясно, что это слово теперь в массовом обиходе обозначает не острую, а хроническую ситуацию. А таковая до поры до времени позволяет к ней как-то – хотя бы психологически – приспосабливаться.
36% опасаются технических катастроф. Среди рабочих этого боятся существенно чаще (42%). Это они своими глазами видят, как изношено оборудование и системы, это их заставляют работать с нарушением норм безопасности. И они справедливо полагают, что в случае аварий их это коснется в первую очередь.
Почти такая же реакция по поводу массовых протестов. Их ждут 35%, а в рабочей среде – 40%. (Знающие люди сообщают, что трудовые конфликты на предприятиях становятся все жестче.)
Около 30% россиян считают вероятными в 2018 г. эпидемии (массовые простуды и грипп обыватели эпидемией не считают).
29% жителей России привычно ждут обострения обстановки на Северном Кавказе, другие перестали об этом думать. Возможные столкновения на национальной почве тревожат менее 30%, а молодежь, их главных участников, – еще меньше.
Боятся ли русские войны? Не очень. Вооруженный конфликт с «одной из соседних стран» ожидают менее четверти россиян. (Насколько известно, в самих соседних странах таких опасений гораздо больше, в иных считают, что этот конфликт не только будет, но давно идет.) Вооруженный конфликт с США/НАТО считают вероятным почти 30% руководящих работников, но в широкой публике – гораздо меньше: 21%.
Но вот в том, что нас ожидают «громкие коррупционные скандалы и отставки министров», уверены (и это максимум) почти две трети граждан, среди начальства (они-то знают) – все три четверти. Этого ждут, но явно без страха, скорее с любопытством. Ведь эти события не приведут, по мнению публики, к радикальным переменам в руководстве страны: в возможность «государственного переворота» готовы поверить даже среди начальства не более 18%. В целом по населению таких 15%. А среди домохозяек – вообще 2%.