Тема юридического статуса ДНР и ЛНР замалчивается в российских СМИ, они не предлагают аудитории однозначное мнение на этот счет, заявил РБК социолог Левада-центра Степан Гончаров. «Но все-таки 41% поддержки ДНР и ЛНР довольно много, хотя к идее присоединить Донбасс россияне уже остыли. Интерес к украинской теме сейчас значительно меньше, чем в 2014–2015 годах», — рассуждает эксперт.
Спад интереса россиян к украинскому конфликту наблюдается с июня 2015 года. В период с мая по сентябрь доля респондентов, следящих за последними событиями на Украине, снизилась с 35 до 31%.
Результаты опроса Левада-центра о необходимости поддержки ДНР и ЛНР «вполне логичны и отражают реальную картину», полагает управляющий партнер Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров. «При всем сочувствии граждан России к русскоязычному населению Украины и жителям непризнанных республик сказывается усталость общества как от конфликта между Россией и Украиной, так и от неопределенности, которая сложилась вокруг Донбасса. Люди в России не видят перспектив в решении ситуации», — рассуждает политолог.
По мнению Самодурова, для большинства россиян до сих пор не очевиден ответ на вопрос, зачем России поддерживать Донбасс. Другим фактором, вызывающим неопределенность граждан в отношении ДНР и ЛНР, он называет «правовой беспредел» на территории республик, например историю с удержанием «на подвале» в Донецке журналиста и российского гражданина Романа Манекина (он был похищен неизвестными силовиками в Донецке 12 октября, позже выяснилось, что у журналиста перелом нoги и другие травмы). Россияне хотят определенности и последовательности от властей, а пока «даже на уровне элит нет однозначного восприятия Донбасса и той миссии, которую выполняет Россия», заключил Самодуров.
«Я не буду спорить с приведенными цифрами, мы все понимаем, от чего они зависят, но никакими количественными показателями не измерить общность ценностей, духа и общей истории, позволяющих нам ощущать себя с Россией единым целым, несмотря на имеющиеся границы», — прокомментировал РБК полпред ДНР в контактной группе по Донбассу Денис Пушилин. С представителем ДНР в минской контактной группе Владиславом Дейнего связаться не удалось.
Если в мае этого года хорошо к Украине относились 26% респондентов, то в сентябре — 32%. Впрочем, доля россиян, которые положительно относятся к соседнему государству, неустойчива и колеблется от опроса к опросу между четвертью и третью населения, говорится в комментарии социологов к опросу.
Начиная с весны 2014 года разрыв между долями положительных и отрицательных оценок существенно снизился лишь один раз, в 2016 году: с 39 п.п. в марте до 8 п.п. в мае. Эксперты связали эту перемену настроений с обменом осужденной в России летчицы Надежды Савченко на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, осужденных на Украине.
В сентябре 2013 года, до присоединения Крыма к России и революции в Киеве, положительно относились к Украине 69% россиян, отрицательно — 23%.
Доля россиян, опасающихся, что вооруженные столкновения на востоке Украины могут перерасти в войну между Москвой и Киевом, остается стабильной. В сентябре 2017 года в той или иной мере этого опасались 42% респондентов, в июле 2016-го — 40%. Наибольшее беспокойство у граждан такое развитие событий вызывало в разгар боевых действий в Донбассе в июне 2014 года (68%).
В то же время вырос страх россиян перед тем, что вооруженные столкновения на востоке Украины могут перерасти в войну между Россией с западными странами или в мировую войну. Если в июле 2016 года такого сценария опасались 29%, то в сентябре 2017-го — уже 40%.
«Что касается предчувствия новой мировой войны, скорее выбиваются из ряда данные за 2016 год, когда мы зафиксировали снижение показателя с 43% в июле 2015 года до 29%, — прокомментировал эти данные РБК Степан Гончаров. — Это могло быть временным колебанием общественного мнения из-за каких-то событий».
В том же опросе Левада-центр вместе с Киевским международным институтом социологии изучил отношение россиян и украинцев друг к другу. Выяснилось, что россияне за полгода стали лучше относиться к Украине, а украинцы — хуже к России.
Отношение к Украине в целом сильно зависит от новостного фона, объясняет Степан Гончаров. «Когда тема становится менее горячей, нет эскалации конфликта, наблюдается рост позитива. Но это быстро меняется. Есть небольшая прослойка — 10–15% граждан, которые наиболее чувствительны к политическим событиям, внимательно за ними следят. Большая часть общества инертна, и поэтому нужны действительно тектонические сдвиги в отношениях двух стран, чтобы большинство поменяло свое мнение», — рассуждает социолог.
В то же время отношение украинцев к России с мая ухудшилось — с 43 до 37% снизилась доля респондентов, относящихся к России хорошо. В сентябре 2013 года положительно относились к России 88% украинцев, отрицательно — всего 9%.
Ухудшение отношения украинцев к России может быть связано с тем, что, по их мнению, Москва блокирует выполнение минских соглашений, которые положат конец войне, прокомментировал РБК данные Левада-центра директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. По его словам, на Украине не ждут улучшения отношений двух стран до выборов президента России в марте следующего года.
Доля россиян, выступающих за объединение России и Украины в одно государство, с мая увеличилась в пределах статистической погрешности — с 9 до 11%. Почти половина респондентов (49%) выступают за открытые границы между двумя государствами. Только треть населения (34%) поддерживают закрытие границ и введение виз между странами.
Среди украинцев преобладает (49%) идея закрытия границ, в мае таких насчитывалось 43%. Доля респондентов, выступающих за открытые границы между Россией и Украиной, снизилась с 47 до 40%. Всего 4% украинцев выступают за объединение двух государств.
Относительно стабильным в последние два года остается отношение россиян к Крыму. 84% в целом поддерживают его присоединение (в прошлом сентябре таких было 83%, в марте 2014 года — 88%). 63% видят в присоединении полуострова больше пользы, чем вреда (в прошлом марте — 64%, в марте 2015 года — 70%).