По данным «Левада-центра», 61% граждан считают, что чиновники, члены Совета федерации (СФ) и депутаты Госдумы указали в своих декларациях лишь малую часть своих доходов. Опрошенные считают, что чиновники записывают имущество на родственников и выводят за границу, а также указывают на большое количество коррупционных скандалов. В Центре антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР) недоверие к декларациям объясняют отсутствием в стране реального института их проверки.
Как выяснил «Левада-центр», 40% россиян считают, что в апрельских декларациях высшие чиновники, депутаты Госдумы и члены СФ указали лишь «меньшую часть» своих доходов, 21% — что была указана лишь «ничтожно малая часть» (год назад так отвечали 40% и 29% граждан соответственно). В то, что чиновники указали «все доходы» или «большую их часть», верят соответственно 8% и 12%. 19% затруднились с оценкой деклараций.
62% из числа сомневающихся в прозрачности деклараций (опрошенные могли выбрать несколько вариантов) уверены, что чиновники переводят основные доходы на своих родственников и выводят свою собственность за границу (в апреле 2015 года так отвечали 58%). 50% граждан говорят, что уровень жизни чиновников «не соответствует заявленным доходам». Еще 26% респондентов назвали причиной своего недоверия декларациям публикуемые в СМИ материалы о коррупционных делах чиновников и хищении казенных средств (два года назад так отвечали 29%). 21% считают, что руководство защищает чиновников от попыток антикоррупционных расследований.
Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин отмечает, что подобные показатели принципиально не меняются на протяжении последних лет. «Большая часть населения страны живет с устойчивым убеждением, что идущие во власть люди руководствуются личными мотивами, а не государственными интересами,— сказал «Ъ» господин Гражданкин.— Это убеждение сохраняется еще с советских времен: люди при деньгах у власти».
В ТИР убеждены, что декларации остаются важным элементом борьбы с коррупцией, несмотря на уровень доверия населения к ним. Руководитель проекта «Декларатор» Андрей Жвирблис полагает, что в стране необходимо создать орган, который будет заниматься сбором деклараций, выработкой стандартных методик их проверки и, собственно, самой проверкой. По его словам, подобные органы, есть, к примеру, в соседних Грузии и Украине. «В каком-то виде система проверки существует, но ее недостаточно: проверяет комиссия, которая состоит из самих сотрудников сдавшего отчеты ведомства, то есть проверяют сами себя. Поэтому граждане не понимают, какую реальную роль играют декларации»,— считает эксперт.