В конце сентября Левада-центр провел опрос об отношении россиян к Украине (имеется в распоряжении РБК). Социологи спрашивали респондентов об интересе к украинской повестке, поддержке присоединения Крыма, а также интересовались их мнением о соседней стране. Опрос был проведен по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны.
За визы
В марте 2014 года (смена власти на Украине, присоединение Крыма к России) за визы с Россией выступало в два с половиной раза меньше российских респондентов — 16%. 50% желали продолжать дружеские безвизовые отношения, 28% хотели объединения в одно государство.
В августе 2016 года украинский министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что Киев готов рассмотреть вопрос введения визового режима с Россией. В ответ российский премьер Дмитрий Медведев допустил, что президент Владимир Путин может принять решение о разрыве дипотношений с Киевом.
Интерес спадает
К сентябрю 2016 года интерес россиян к украинским событиям снизился почти в два раза. «Очень внимательно» и «довольно внимательно» следят за последними событиями на Украине 35% россиян. «Без особого внимания» и «совершенно не следят» 62% респондентов.
Политолог Константин Калачев говорит, что спад интереса к теме связан с естественной усталостью россиян и сменой «информационных доминант». «Законы драматургии таковы, что без новых человеческих жертв Украина уже неинтересна. Уже весь набор инфоповодов был. А военное обострение там не в интересах России. Напротив, для российской власти желательно постепенно сменить пластинку на новую. Эта уже запилилась и заедает, — считает эксперт. — Информационное давление снизилось, да и сама тема в прежнем виде поднадоела. Даже любители сериалов хотят иногда новых поворотов сюжета. А любители блокбастеров уже отпали».
По словам Калачева, устойчивые стереотипы россиян относительно Майдана, «американцев на Украине и русофобии украинской власти» уже сформированы, поэтому «нагнетать дальше в прежнем режиме смысла нет».
Поддержка присоединения Крыма снижается
В марте 2014 года на вопрос о поддержке присоединения полуострова 88% респондентов отвечали «определенно да» и «скорее да». 7% говорили «скорее нет» и «определенно нет». Через 2,5 года, в сентябре 2016 года, поддержка присоединения несколько снизилась: 83% говорят «определенно да» и «скорее да». 13% отвечают «скорее нет» и «определенно нет».
Снижение на несколько пунктов имеется, но по-прежнему большинство поддерживает присоединение Крыма, замечает замдиректора «Левады» Алексей Гражданкин. «Вопрос стал забываться, теряет актуальность и становится моментом истории, отношение к присоединению теперь более спокойное», — говорит социолог.
Украинцы относятся лучше
В сентябре 2013 года 69% россиян относились к Украине «очень хорошо» и «в основном хорошо». «В основном плохо» и «очень плохо» — 23%. В ноябре 2014 года негатив россиян в отношении соседней страны достиг пиковых за последние месяцы значений: только 28% высказывали позитивное отношение, 59% относились к стране «в основном плохо» и «очень плохо».
В сентябре 2016 года большинство россиян по-прежнему относятся к Украине плохо. Всего 25% отзываются о соседней стране «очень хорошо» и «в основном хорошо». 56% респондентов дают негативные отзывы. «В зависимости от повестки дня отношение россиян к Украине колеблется. Небольшое увеличение позитивных ответов показывает, что рана немного начинает зарубцовываться, но все еще довольно свежая и зависит от информационных поводов», — комментирует Гражданкин.
По данным Киевского международного института социологии (его результаты приведены в документе «Левады»), украинцы относятся к россиянам лучше. В сентябре 2016 года 40% респондентов говорят о соседях «очень хорошо» и «в основном хорошо». И 46% — «в основном плохо» и «очень плохо». И это несмотря на то, что социологи КМИС не опрашивали жителей Крыма, Донецка и Луганска, где на протяжении украинской истории фиксировалось максимально дружественное отношение респондентов к России.
Гражданкин говорит, что украинское общество и после войны остается разделенным по отношению к России примерно поровну. Половина респондентов продолжает позитивно относиться к соседям, несмотря на события последних двух лет, другая половина ориентируется на Запад и дистанцирование от России. «Сохранение таких настроений, несмотря на пропаганду в стране, показывает ценностную неоднородность украинского общества. Мы наблюдали это еще на выборах в 2000-е годы, когда Виктор Янукович боролся на выборах с Виктором Ющенко», — говорит Гражданкин.
Обстановка напряженная
Все меньше респондентов верят, что обстановка в регионе улучшится. Если в ноябре 2015 года на это надеялись 14% респондентов, то в сентябре 2016 года — только 11%. Большинство респондентов считает, что обстановка на востоке Украины не изменится: 46% так говорили в ноябре 2015 года, 48% респондентов так считают в сентябре 2016 года.
Гражданкин говорит, что респонденты чувствуют потенциальную опасность нового витка конфликта, тревожность повышается при сообщениях украинской стороны об «агрессии России» в регионе.