Об арестах в руководстве Следственного комитета России (СКР) и обысках в Федеральной таможенной службе (ФТС) слышали 69% граждан, выяснил «Левада-центр». Большинство опрошенных убеждены, что коррупция — типичное для страны явление, и только 19% думают, что с ней начали реально бороться. Эксперты связывают это с недоверием граждан к государственным институтам: миллионы в обувных коробках в доме главы ФТС злят граждан, но во власти большинство пока не разочаровалось.
Большинство опрошенных «Левада-центром» знают об арестах руководителей СКР по обвинению в коррупции. 19 июля сотрудники ФСБ задержали и арестовали по подозрению в получении взятки в $1 млн от вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) начальника главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР Михаила Максименко, руководителя управления собственной безопасности ведомства Александра Ламонова и первого заместителя начальника главного следственного управления СКР по Москве Дениса Никандрова. Большая часть граждан также в курсе обысков, проведенных 26 июля в ФТС и в доме руководителя службы Андрея Бельянинова. 28 июля премьер Дмитрий Медведев его уволил. «Внимательно следят» за развитием событий в СКР и в ФТС 13%, еще 56% «что-то слышали» о них. 31% о громких коррупционных делах узнали от социологов.
По мнению 72% опрошенных, «коррупция и другие финансовые преступления, использование своего положения для реализации собственных бизнес-схем — это типичное явление, проявление разложения российской власти». 17% думают, что коррупционеры в руководстве СКР и ФТС — «единичные случаи, нетипичные для высшего руководства страны». Еще 11% затруднились с ответом.
По мнению социолога «Левада-центра» Дениса Волкова, неверие граждан в реальность борьбы с коррупцией связано с их убеждением, что на госслужбу люди идут «набивать карманы», а также с тем, что самый громкий коррупционный скандал последних лет — дело «Оборонсервиса» — закончился «пшиком». Впрочем, на рейтинги власти и на результаты выборов коррупционные скандалы влияют «очень опосредованно», считает социолог. По его словам, найденные дома у Андрея Бельянинова миллионы в коробках из-под обуви и его особняк со старинными картинами и коллекцией часов вызывают у граждан злость, но «легитимности власти пока хватает».
В свою очередь, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов убежден, что россиян «определенными информационными путями» убедили, что борьба с коррупцией — это имитация. «Люди верят, что ее можно победить за один день, и не знают о системном противодействии коррупции, которое выстраивается сейчас,— отметил он.— Все это говорит о высокой степени недоверия граждан к власти и об апатии: люди серьезно разочаровались в государственных механизмах».