Публикации в прессе

Больше половины россиян не хотят жить с родителями

«Левада-центр» с 22 по 25 июля провел опрос среди 1,6 тыс. жителей 137 населенных пунктов страны на тему взаимоотношений в семье. Выяснилось, что за последние 24 года увеличилось количество людей, считающих, что отношения в российских семьях значительно улучшились. В 1993 году такой ответ дали всего 6% опрошенных, а в июле 2016-го — уже 27% респондентов.

При этом отношение к совместному проживанию разных поколений изменилось кардинальным образом. Если в январе 2003 года 41% опрошенных считали, что дети в возрасте 18–25 лет, не состоящие в браке, должны жить с родителями, то в июле 2016 года такой точки зрения придерживаются 30% респондентов. За отдельное проживание в 2003 году выступали чуть больше половины опрошенных — 52%, а в 2016-м не хотят жить с родителями уже 60% россиян.

Если смотреть на гендерные показатели, то выясняется, что жить отдельно от родителей российские мужчины хотят больше, чем женщины, — 62% против 58%. А если учитывать возраст, то за совместное проживание выступают в большинстве своем люди от 40 до 54 лет (32%). Раздельное же проживание привлекает в основном 18–24-летних респондентов — 67% опрошенных.

— Во всем мире наблюдается подобная тенденция к индивидуализации, и Россия в этом плане неуникальна, — говорит старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик. — Размер семьи уменьшается и многопоколенные семьи уходят в прошлое. Но параллельно с этим процессом повышается возраст выхода детей из родительской семьи. Раньше уезжали учиться в 16–17 лет, а теперь — позже. Но это просто сдвиг в жизненных циклах, поскольку сейчас учатся дольше. Высшее образование стало массовым, а с учетом магистратуры процесс его получения растянулся до шести лет. И пока молодые учатся и у них нет работы, им, конечно, проще жить с родителями.

По словам Аллы Тындик, важную роль играет и то, что по сравнению с советскими временами возможностей приобрести свое жилье или уйти на съемное у молодых стало больше.

Интересны и причины, по которым, как считают респонденты, взрослые дети должны жить отдельно.

68% уверены, что благодаря этому «дети становятся самостоятельными, приучаются отвечать за свои поступки и принимать решения». 36% говорят, что при раздельном проживании «дети раньше становятся независимыми, включаясь в трудовую жизнь». 15% считают, что таким образом «дети освобождаются от жесткого контроля со стороны родителей, что приводит к уменьшению конфликтов между ними». А 11% сказали, что благодаря раздельному проживанию «дети начинают более внимательно прислушиваться к советам родителей».

Из тех, кто настаивает на совместном проживании двух поколений, 44% уверены в инфантильности детей. Их аргумент — «дети не готовы к самостоятельной жизни, не имеют навыков организации собственного быта». 42% также не видят в них взрослых людей — «жизнь отдельно от родителей ослабляет родительский контроль, и дети могут пойти по неправильному пути». Еще 25% опасаются «отчуждения в отношениях», а 11% волнует материальный аспект — «жизнь отдельно от родителей приводит к тому, что родители могут остаться без материальной помощи».

Финансовая сторона в отношениях поколений вообще играет едва ли не главную роль. Отвечая на вопрос «Если бы в возрасте 18–25 лет у вас еще не было своей семьи, но была бы возможность получить или купить отдельную квартиру, вы бы предпочли жить отдельно от родителей или вместе с родителями?», подавляющее большинство выступило за раздельное проживание — 75%. То есть в эти 75% попали даже те, кто, отвечая на другие вопросы анкеты, склонялся к «совместному проживанию».

Заведующей кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ, заслуженный профессор МГУ, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов уверен, что мы сейчас находимся в ситуации перелома эпох и развития иных межпоколенческих отношений.

— В этой ситуации молодежь всё чаще выбирает не всегда понятные для старших поколений модели успеха в жизни. Среди этих моделей успеха всё большей ценностью становится автономность личности, автономная жизнь, — говорит Александр Асмолов. — И несмотря ни на какие трудности, они начинают строить свой мир. Поэтому это не разрыв, не протест. Это в межпоколенческом и социально-психологическом плане — попытка взлететь и полететь своим путем. По большому счету, это начинается не только в 16–18 лет. У Стругацких есть гениальная повесть — «Гадкие лебеди». В ней ребята покидают поколение взрослых, потому что происходит разрыв времен. И вот сейчас мы находимся в ситуации разрыва связи времен и разрыва поколений. Если смотреть на результаты исследования «Левада-центра» с ностальгических позиций, то это достаточно грустный результат. Но за ним стоит очень четкое изменение ценностных ориентаций нашей молодежи. А взрослые не против раздельного проживания, потому что тоже чувствуют очень четкую мотивацию молодого поколения, чувствуют эту потребность. И понимают, что иная дорога приведет к напряженности.

91de60758b7f355c5eaaa69023feaa84

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):