Конфликт в Донбассе стал для граждан России делом привычным и, судя по последним опросам «Левада-центра», не внушающим страх. За последние два года на 35% выросла доля респондентов, которые не опасаются, что вооруженные столкновения на востоке Украины перерастут в войну между Россией и Украиной. Гендиректор «Левада-центра» Лев Гудков объясняет это тем, что подача информации в отношении конфликта на востоке Украины стала более взвешенной.
Внимание граждан к событиям на Украине ослабло, показывают опросы «Левада-центра». С февраля 2014 года по август 2015 года за ними «очень внимательно» следили не менее 13% граждан, были и более высокие значения. Сейчас «очень внимательно» следят за Украиной 10% респондентов. Но представления о ситуации на востоке страны россияне уже составили. Благополучной ее считает только 1% респондентов, спокойной — 8%, остальные характеризуют ее как напряженную (62%) или даже критическую (20%). По этим показателям принципиальных изменений не происходит. Фактически не меняются ожидания от происходящего: 11% считают, что ситуация на востоке Украины улучшится, 28% — что ухудшится, 27% — что останется без изменений.
При этом в России заметно уменьшилось число тех, кто опасается войны. В июне 2014 года только 26% респондентов говорили, что у них «нет особых опасений», что вооруженный конфликт в Донбассе «с участием российских добровольцев может перерасти в войну между Россией и Украиной», в июле 2015 года — уже 44%. Теперь 61% опрошенных «Левада-центром» россиян утверждает, что у них нет подобных страхов (см. график).
Причин, по которым уровень страхов понизился, две, считает директор «Левада-центра» Лев Гудков. «Экономический кризис заставил Кремль вести более осторожную политику. И подача информации в отношении событий на востоке Украины для граждан стала более осторожной. Нынешний тон не обеспечивает чрезмерную взвинченность милитаристской атмосферы»,— заявил он «Ъ». С другой стороны, по словам господина Гудкова, уже «была продемонстрирована слабость украинской армии», граждане стали ощущать, «что она не победит в большой войне, потому что российская армия ее задавит».