Электоральные рейтинги КПРФ и ЛДПР в июле сравнялись, показал опрос «Левада-центра»: на выборах в Госдуму их готовы поддержать по 10% от всех опрошенных и по 15% от тех, кто намерен прийти на участки и определился с выбором. Еще в мае КПРФ шла второй с заметным отрывом – 21% против 14% (от определившихся). Рейтинг «Единой России» за те же два месяца вырос с 53 до 57%, но в январе он был гораздо выше (65%). Поддерживать партию власти россиянам не мешает даже тот факт, что она, по их мнению, выражает в основном интересы олигархов, силовиков и чиновников. КПРФ к традиционному имиджу борца за права бедных добавила роль защитника интеллигенции, а вот ЛДПР, по мнению 19% респондентов, выражает интересы «всех без исключения» (см. график).
КПРФ получила дополнительные голоса, когда ухудшилось восприятие экономической ситуации, летом же беспокойство стало уходить и востребованность коммунистов как защитников материальных интересов упала, ЛДПР же начала предвыборную кампанию задолго до ее официального старта, поясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Единороссы, по его словам, выросли несущественно, а по сравнению с началом года скорее потеряли, хотя сейчас их позиции восстанавливаются. Что же касается восприятия партий, то самый отчетливый имидж у единороссов, есть понимание по ЛДПР и КПРФ, а вот о «Парнасе» и «Яблоке» представления смутные, так как их деятельность малоизвестна, говорит социолог: «Люди понимают, что находятся на периферии интересов «Единой России», на другие партии особой надежды тоже нет. Но партия власти хоть как-то участвует в распределении ресурсов, и от нее можно ожидать какой-то пользы в материальном плане». Ну а рост числа тех, кто считает, что партии представляют интересы всех, говорит о том, что они становятся неотличимы друг от друга, подчеркивает Гражданкин. Правда, нынешние установки связаны с теми представлениями о партиях, которые сформировались в течение последнего десятилетия, поэтому агиткампания может изменить нынешний расклад.
Политолога Александра Пожалова в опросе удивил результат «Парнаса», обогнавшего «Яблоко». А вот в выравнивании рейтингов КПРФ и ЛДПР логика есть, считает эксперт: «У КПРФ электорат дисциплинированный, при низкой явке их результат выше. Но рост явки помог ЛДПР сравняться с КПРФ, при том что ЛДПР является одной из главных партий второго выбора». КПРФ пока не смогла провести мобилизацию нового электората, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский стал опережать Геннадия Зюганова в личном рейтинге, поскольку больше готов к публичной кампании, ведь «электорат будет ориентироваться как на бренд, так и на лидеров партии», подчеркивает Пожалов. На рост рейтинга «Единой России» тоже повлияло увеличение явки, а также рост одобрения деятельности правительства и премьера Дмитрия Медведева.
Многое зависит от мобилизации электората, согласен политолог Александр Кынев: «То, что люди говорят, еще не означает, что они придут на выборы. У КПРФ мобилизация лучше. Но агиткампании на местах почти нет. Только старые системные партии что-то делают – коммунисты и эсеры выпускают газеты, ЛДПР присутствует в наглядной агитации. В таких условиях выбирают тех, кого знают. Возможно, остальные планируют наверстать в последний месяц, и если они начнут активную кампанию, то у старых партий процент будет снижаться».