Становление партийной системы в России продолжается. По данным «Левада-центра», из года в год, от одной предвыборной кампании к другой растет как доверие политическим партиям (от 33% считавших, что они вполне или хотя бы отчасти заслуживают доверия, осенью 2003 г. до 60% осенью 2015 г.) и Государственной думе (от 52 до 76% за то же время), так и оценка роли партий и Думы в жизни страны (от среднего значения 2,6 по пятибалльной шкале в январе 2003 г. до 2,93 в январе 2016 г. в первом случае и с 2,86 до 3,31 – во втором).
Среди всех партий самое положительное впечатление складывается у населения о «Единой России». Благожелательно, хотя и в меньшей степени, граждане относятся к КПРФ и ЛДПР. Эти три партии постепенно укрепляют свои позиции. Поддержка «Справедливой России», «Яблока» и партий либерального толка существенно меньше и в целом сокращается.
Согласно данным исследования, проведенного в феврале этого года, соотношение положительных и отрицательных оценок партии «Единая Россия» составляло 54:17, КПРФ – 39:17, ЛДПР – 29:23, «Справедливой России» – 24:18, в то время как отношение к идее Демократической коалиции и партии «Яблоко» было скорее отрицательным (6:23 и 6:36 соответственно). В 2011 г. в отношении к «Яблоку» было отмечено некоторое улучшение, а к «Единой России» и КПРФ, напротив, некоторое ухудшение. Но в целом, если сравнивать с октябрем 2009 г., отношение к КПРФ и ЛДПР несколько улучшилось; к «Единой России» – так и не восстановилось после спада в 2011 г.; а к партиям «Яблоко», «Справедливая Россия», «Солидарность/Парнас» и Демократической коалиции – ухудшилось.
84% опрошенных в феврале этого года говорили, что «Единая Россия» имеет очень большое или довольно большое влияние на жизнь страны. Говоря о КПРФ и ЛДПР, подобную точку зрения разделяли соответственно 32 и 30% опрошенных.
По-прежнему главное, что привлекает избирателей в «Единой России», – это то, что она поддерживает Владимира Путина (число отметивших это даже выросло с 24 до 35%), а также ясная программа действий, активность и умение довести свои взгляды до избирателей, представление о ней как о команде профессионалов, конкретные дела, последовательность политической линии, сильные организации в регионах, реже упоминаются организованность/сплоченность и интеллигентность. Количество тех, кому ничего не нравится в «Единой России», сократилось с 25 до 21%.
В КПРФ по-прежнему больше всего привлекает последовательность политической линии, организованность и сплоченность. Выросло количество упоминаний ясной программы, действий в интересах таких людей, как сам респондент, чистоты репутации. Немного сократилось число положительных оценок того, что КПРФ находится в оппозиции. Доля тех, кому ничего не нравится в КПРФ, сократилась с 30 до 21%.
Что касается ЛДПР – доля тех, кому ничего не нравится в ней, уменьшилась с 36 до 24%, а на первом плане у нее выступают активность и умение довести свои взгляды до избирателей, личные качества лидеров, последовательность политической линии, организованность/сплоченность.
Если говорить о более длительном периоде времени – в течение 10 лет продолжает укрепляться представление о «Единой России» как о реальной политической силе, а не марионеточной партии (доля согласных с этим выросла с 57 до 80%), то же самое касается КПРФ (рост с 34 до 54%), ЛДПР (с 28 до 47%) и даже «Справедливой России» (с 17 до 32%), в то время как доля тех, кто оценивает таким образом партию «Яблоко», СПС/«Парнас»/Демократическую коалицию, фактически не изменилась: 10 и 7% соответственно.
Обычно по ходу разворачивания предвыборной кампании она вызывает все больший интерес, количество тех, кто собирается проголосовать, растет, увеличиваясь прежде всего за счет протестных групп населения. Что неудивительно: в период между кампаниями партия власти пользуется своим положением, чтобы продемонстрировать причастность к распределению социальных благ, и является основным ньюсмейкером на партийном фронте. Партии оппозиции, если только они не пытаются устраивать хэппенинги на улицах больших городов, находятся в информационной тени и только во время очередной кампании получают возможность громче заявить о своем существовании и в большей мере заинтересованную аудиторию.
В этом выборном году количество избирателей, в целом намеренных прийти на избирательные участки, составляло в январе – марте 51%, но в апреле упало до 47%, а в мае – до 44%. Доля назвавших «Единую Россию» среди тех, кто был намерен голосовать на выборах и определился, за кого, упала с 64–65% в январе – феврале до 59–60% в марте – апреле и до 53% в мае. Отрицательная динамика электоральных показателей партии власти вполне ожидаема, но ее темпы оказались неожиданно высоки, и начала она прослеживаться очень рано, задолго до финального этапа выборов.
С чем это связано – с необычным ли графиком проведения кампании в 2016 г., когда избиратели больше склонны думать о своих огородах, садовых участках и отпусках, с тем ли, что борьба с «пятой колонной» в стране дошла до той стадии, когда, по мнению электората «Единой России», эта гидра уже окончательно повержена, а значит, можно отменять всеобщую мобилизацию, или все вместе – покажет самое ближайшее время.