В начале нынешнего года «Левада-центр» задал россиянам вопрос: «Находится ли сейчас Россия вровень с самыми влиятельными мировыми державами?» Результат интересный: одинаковое количество людей выбрали утвердительный (36%) и отрицательный (37%) ответ. Может быть, такой результат свидетельствует, что наше общество расколото на тех, кто верит в Россию и ее лидера, и тех, кто не верит? Первых мы часто видим по телевизору, это хорошие простые люди. Их много, но им, выходит, противостоит столь же значительная сила, которая не верит в наши успехи и, наверное, завидует этим «влиятельным державам», а может, и посматривает в их сторону. Это небось городские, молодые да образованные. Верно нам ТВ все объяснило: вот она, колонна, да еще какая!
Но нет, данные опроса говорят совсем о другой картине. Среди людей с высшим образованием и среди людей с неполным средним, среди молодых и среди пожилых, в селах и в миллионниках одинаковая доля считающих, что да, Россия сейчас находится «вровень». Но опыт многих социологических опросов говорит: если распределения ответов в разных социальных группах не различаются, значит, исследование отразило не разделение общества на сторонников разных позиций, а, наоборот, единообразное состояние сознания во всех общественных слоях (в последнее время это отмечается у нас все чаще). А вот само состояние сознания внутренне противоречиво. В каждой отдельной голове и в общественном сознании как целом сосуществуют и обладают одной силой оба мнения: «мы вровень с ними!» и «куда нам до них!».
Эти мнения (а мнения – это своего рода высказывания) могут сосуществовать в одном сознании не только потому, что они хранятся на разных его уровнях. Дело в том, что они предназначены для разных случаев. А главное, как высказывания они имеют разных адресатов. Когда мы обращаемся к высшей инстанции – внутри ли нас самих, внутри ли нашей страны, в рамках ли всего мира, звучит первый мотив: сегодня мы, взявшие Крым твердой рукой, встали вровень, а то и повыше всех влиятельных. И теперь сами влияем, взять хотя бы Сирию. Не зря же ТВ об этом только и твердит.
Но когда у нас разговор меж собой, мы все эта самая колонна. Ведь мы все понимаем, до какой степени не вровень с «их» показателями стоят наша промышленность и наше сельское хозяйство, наши дороги и наши суды, наша медицина и наше здоровье, наш уровень жизни и ее комфортность. И лидер наш, наверное, понимает. Но он через телевизор нам дает сигнал: сейчас думаем только о том, что мы встали вровень.
Так обстоит дело с двоякомыслящим большинством. Но есть еще 26%, заявляющих, что им «трудно сказать, стала вровень или нет». Таких до трети среди малообразованных, но и среди лиц с дипломами и на руководящих должностях такие ответы составляют не менее одной пятой. Похоже, это следы третьей составляющей массового сознания. Она в известной мере перекрывает две первые, помогая им сосуществовать: ну да, в одном смысле мы вровень, в другом нет, но вообще-то откуда нам знать? Не ящику же верить!