Число россиян, считающих экономический кризис главной угрозой для страны, выросло за два года с 29 до 49%, выяснил «Левада-центр». 53% опрошенных более всего опасаются роста цен и обнищания населения, 35% – роста безработицы. На четвертом месте – угроза втягивания России в военные конфликты за пределами страны (27% против 12% в 2014 г.). При этом почти половина респондентов говорят об ухудшении семейного потребления – во время кризиса 2008–2009 гг. таких было лишь 34% (см. график).
Люди свыкаются с мыслью, что кризис надолго, и выстраивают свое поведение исходя из этого, поясняет социолог «Левада-центра» Марина Красильникова. Усилились опасения относительно потери работы и заработка, что стало результатом снижения реальных доходов на протяжении прошлого года, чего не было 15 лет, подчеркивает социолог: «Люди больше экономят и отказываются от покупок, стратегия ажиотажного спроса, которая была на протяжении последних лет, когда росли инфляционные ожидания, завершается – это важное изменение в потребительском поведении людей». Если доля бедных мало изменилась, то доля тех, кто мог позволить себе разнообразные покупки, сократилась за год с трети до четверти населения, отмечает Красильникова. В то же время до 58% выросло число семей, которые хотят жить не хуже, чем большинство семей в их городе, – это одно из проявлений занижения потребностей как метода борьбы с трудностями. У людей стали меньше запросы, они адаптируются к кризису путем выживания, а не поиска дополнительных доходов, говорит она: «Это не ожидание, что все рассосется скоро, а что роста больше не будет и остается уповать, чтобы падение было не слишком большим». Нарастание негатива в оценке экономической ситуации было прервано в связи с украинскими событиями, но «этот мобилизационный порыв исчерпал себя в течение полугода», резюмирует социолог.
Из-за кризиса россияне окажутся в депрессивном состоянии, что, возможно, приведет к протестному голосованию на выборах в Госдуму, считает политолог Алексей Макаркин. Если прошлые кризисы крупные города переживали лучше, чем глубинка, то сейчас это кризис именно крупных городов, подчеркивает он: «Риск изменений, роста радикализма связан с населением крупных городов, причем с наиболее ресурсной частью, которая привыкла к определенному образу жизни». К 2018 г., скорее всего, большинство будет находиться в том же состоянии, продолжать выживать и ругать власть, но это не скажется на их политическом самоопределении. На президентских выборах, скорее всего, будет, по сути, безальтернативное голосование, когда кандидатами станут Зюганов и Жириновский, к тому же президент может уволить правительство, так что у власти есть ресурсы на 2018 г., полагает эксперт.