Ходорковский прав
В конце декабря 2015 года Левада-Центр спросил россиян об их отношении к высказыванию экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского о происходящем в стране «тихом антиконституционном перевороте». Всего социологи опросили 1600 граждан. Половину они просили ответить на вопрос, согласны ли они с этим мнением в принципе, второй половине опрашиваемых они задавали вопрос, уточняя, что автор этого высказывания — Ходорковский.
Полностью вопрос был сформулирован так: «Вы согласны или не согласны с мнением, что последние изменения в российском законодательстве, защищающие высокопоставленных коррупционеров в высшем руководстве страны, и усиление преследований тех, кто выступает с их разоблачениями и критикой, свидетельствуют о тихом «антиконституционном перевороте» в стране?».
Значительная часть (42%) из тех, кому в вопросе не указывали на автора высказывания, согласились с этим мнением. 11% сказали, что они полностью согласны, 31% — что «скорее согласны». 22% не согласились с этим мнением, еще 36% затруднились ответить.
Те же, кому социологи продемонстрировали, что автором мнения является Михаил Ходорковский, оказались менее лояльны к высказыванию. Всего 5% и 26% оказались полностью согласны или согласны с ним. 28% не согласились с высказыванием, 41% респондентов затруднились ответить.
Заявление о происходящем антиконституционном перевороте Ходорковский сделал в ходе пресс-конференции 9 декабря, после того как стало известно о возобновлении уголовного дела в его адрес. Выступая перед журналистами, Ходорковский в том числе заявил о «намеренном разрушении правовой системы». Доказательством этого, по его словам, является тот факт, что президент «возглавляет страну фактически в четвертый раз», президент «получил возможность назначать и увольнять любого судью», «парламент в роли ширмы и лишен основных бюджетных полномочий», правительство выполняет «декоративную роль». «Средствами государства президент и его окружение могут пользоваться и пользуются практически бесконтрольно», — подвел итог Ходорковский.
На следующий день после выступления бизнесмена Генеральная прокуратура объявила, что обнаружила признаки экстремизма в этом выступлении: в ведомстве сочли, что Ходорковский «публично призвал к смене власти в Российской Федерации путем революции».
Бояре плохие
Рейтинги одобрения деятельности самого президента крайне высоки. 85% выразили одобрение деятельности Путина в декабрьском опросе Левада-Центра. В июне прошлого года рейтинг доверия президенту достиг пика, его поддержали 89% россиян. Россияне либо не устанавливают связь между уровнем коррупции в стране и оценкой деятельности президента, либо не придают теме коррупции столь большого значения, отмечает заместитель директора «Левады» Алексей Гражданкин.
Доверие не распространяется на бюрократию и чиновников: правительству, парламенту, прокуратуре, суду и местным властям доверяют меньше половины опрошенных, следовало из октябрьского опроса социологов. Президент воспринимается не как часть системы власти в России, а как некая надстройка над институтами власти, и никак не связывается с коррупцией, которой поражена властная вертикаль, поясняет он.
Коррумпированность высших эшелонов власти — типичное явление для России, согласились после публикации расследования Навального о бизнесе семьи генерального прокурора Юрия Чайки 82% респондентов (опрос проходил в конце декабря). Публикация сведений не будет иметь никаких последствий, сочли 28% опрошенных «Левадой», так как у власти работает «круговая порука».
Путин искренне хочет добиться повышения благосостояния населения, но он не сможет этого сделать из-за сопротивления бюрократии, отсутствия хорошей команды, ответили на вопрос о желании Путина что-то менять 49% респондентов Левада-Центра в октябре.
При этом респонденты считали, что именно Путин должен нести ответственность за коррупцию и злоупотребления во власти, о которых говорят ее противники. После приговора экс-главе «Оборонсервиса» Евгении Васильевой 37% возложили на него ответственность за коррупционные процессы «в полной мере» и 43% — «в значительной мере».
Несмотря на то что россияне понимают, что с коррупцией надо бороться, они воспринимают ее как нечто неискоренимое и не главное зло в деятельности властей, рассуждает Гражданкин. «Главным в сознании россиян остается то, насколько эффективно власть решает проблемы населения. Если такие проблемы более-менее решаются, люди готовы простить и закрыть глаза на высокий уровень коррупции», — говорит он.