Россиян спросили под конец года, что для них важно. Из дюжины вариантов на последних местах оказались свободы и демократия, а на первое место (54%) вышел ответ: «стабилизация политической и экономической ситуации в стране». Но мнения наших граждан о политической ситуации и о положении в экономике весьма различаются. В части того, что ожидает Россию в ближайшие месяцы в политической жизни, в соотношении 42:36 преобладают ответы оптимистические. А вот относительно экономических перспектив соотношение обратное: пессимисты одерживают верх со счетом 47:33.
Вслед (по частоте) за этим ответом о необходимости политической и экономической стабилизации стоят два равно весомых (по 51%) ответа о том, что людям нужны «социальные гарантии» и необходима «своевременная выплата зарплаты и пенсий». При этом у пенсионеров «социальные гарантии» – требование № 1 (63% в их группе). Знать, недавние попытки центра и местных властей чуть поэкономить на этой части населения ее обеспокоили. Здесь многие могут сказать: не зря россиян укоряют в патерналистских установках. Но в ответ стоит вспомнить, что государство наше – по Конституции – социальное. Оно социальное, но «сбросить социалку» норовит любой работодатель, и центр стремится социальные обязательства сбросить на регионы. Экономическая политика во многом либеральная, в том смысле, что, мол, каждый сам за себя, не надейся на государство. Но вместе с тем государство стремится сделать всех так или иначе зависимыми от себя. И если не получается обеспечить всех зависимых так, чтоб им было лучше, чем независимым, то всегда можно сделать, чтоб независимым стало хуже, чем зависящим от государства. Этот прием был найден еще в 1927–1928 гг., когда начали сворачивать НЭП. Эпохи кое в чем рифмуются.
Озабоченность половины населения «своевременной выплатой зарплат и пенсий» (среди рабочих – 55%) проявилась не случайно. С тем, что в России кризис, теперь согласны 82%, т. е. почти столько же, сколько одобряют деятельность Путина на посту президента (85% в конце года). Политики обещают, что кризис будет недолгим, эксперты считают иначе. Состояние нашей экономики таково, говорят они, что он будет более затяжным, чем прошлые. Но по данным нашего опроса можно предположить, что в одном отношении нынешний кризис будет подобен нашим прошлым кризисам и так же, как и они, не подобен кризисам «классическим», тем, которые экономисты наблюдали в развитых странах Запада. Там кризис означает в первую очередь закрытие множества предприятий, массовые увольнения работников. У нас же предприниматели стремятся (или их заставляют стремиться) к тому, чтобы и неработающее предприятие не закрывать, и «людей не выгонять на улицу». Платить им полноценную зарплату работодатели не могут, начинаются урезания и задержки. Данные опроса за декабрь подтверждают, что эти манипуляции с зарплатами происходят все чаще, а их рост обгоняет рост числа увольнений и сокращений. И многим начинает опять казаться, что эта несвобода все-таки лучше, чем какая-то там свобода.