Канцлер Германии оказалась первой в рейтинге «женщин года», составленном на основе опроса «Левада-центра». Как это сочетается с восхищением Путиным, DW рассказал социолог Лев Гудков.
Участники репрезентативного опроса «Левада-центра» должны были указать, кого они считают «женщиной года» и «человеком года». Возможные варианты ответов не предлагались. Лидером рейтинга «женщина года» оказалась канцлер Германии Ангела Меркель, разделившая первую строчку со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. «Человеком года» вновь стал Владимир Путин, отмечает директор московского «Левада-центра» Лев Гудков в интервью DW.
Deutsche Welle: Почему наибольшее число респондентов упомянули именно Ангелу Меркель?
Лев Гудков: Прежде всего, конечно, она выделяется своей принципиальной позицией в связи с миграционным кризисом в Европе — такой четко обозначенной моральной позицией, гуманистической позицией, среди европейских политиков. Россиян это очень впечатляет, по крайней мере, тех, кто следит за событиями в Европе. Во-вторых, Меркель воспринимается как сильная фигура, противостоящая Путину. Она фокусирует на себе все ожидания или иллюзии оппозиции как человек, который занимает моральную позицию по отношению к агрессивно-авторитарной и авантюрной власти Путина. Меркель, как когда-то Маргарет Тэтчер — фигура железного, волевого политика, защищающего европейские и западные ценности. Это довольно устойчивый образ.
— Как в списки «людей года» попали и Путин, и Меркель одновременно?
— Я думаю, что их называли разные социальные группы. Меркель симпатизируют скорее люди оппозиционно настроенные. Или, по крайней мере, недовольные путинским правлением. Путин уже пятнадцать лет возглавляет этот список, и это просто отражение подавленности нашей публицистики, нашей сферы общественного дискурса, общественных дискуссий, контроля над сферой массовой информации. Путин в каком-то смысле повторяет то, что было и до него. Потому что «человек года» в России — это может быть только тот, кто возглавляет государство, венчает пирамиду власти. До этого был Горбачев, потом Ельцин. С падением авторитета Ельцина какое-то время менялись эти маски — Немцов, Лебедь, Жириновский… Ну а с восстановлением авторитарного режима стал Путин.
— Как Вы думаете, какая именно социальная группа выбрала Меркель женщиной года?
— Шесть процентов назвали ее женщиной года. Женщин всегда меньше называют. Эта цифра примерно сопоставима с объемом либеральной или демократической части российского общества, не более того. Это люди более образованные, более информированные, следящие за тем, что происходит, не только по российскому телевидению, но еще и за информацией в интернете, читающие иностранную прессу и прочее. Это более продвинутая и прозападно ориентированная часть населения.
— Вы говорите, что Ангела Меркель нравится россиянам из-за ее гуманной политики по отношению к беженцам. Но в декабре канцлер заявила о своем намерении существенно сократить число беженцев. Повлияло ли это заявление на ее рейтинг у россиян?
— Каждое конкретное выступление все-таки не оказывает существенного влияния на общественное мнение в России. Образ политика и отношение к нему складываются постепенно. Тем более что люди получают далеко не всю информацию. Это скорее обобщенный образ Меркель.
— В исследовании, проведенном «Левада-центром», также присутствовал вопрос о лучших телепередачах. Как изменилось отношение россиян к информационному потоку в сравнении с предыдущими годами?
— Начиная с крымских и украинских событий, когда резко активизировалась антиукраинская и антизападная пропаганда, смотреть новостные программы стали больше примерно в полтора-два раза. Это связано, во-первых, с тревогой по поводу происходящего в этом регионе, а, во-вторых, с опасением войны. Война стала горизонтом происходящего. Страх перед тем, что Россия окажется не просто в состоянии конфронтации с внешним миром или в состоянии изоляции, а что путинская внешняя политика перерастет из холодной фазы конфронтации в горячую.
— Можно ли по опросу судить о том, довольны ли россияне телевидением?
— Развлекательные программы, безусловно, лидируют. Вообще, процент отметивших ту или иную передачу как лучшую крайне невелик. А это означает, что люди в целом очень недовольны телевидением. Появляется некоторое раздражение. Мы фиксируем очень заметное падение доверия к телевидению как к средству массовой информации. За пять лет показатели доверия упали практически вдвое, доверие к телевизионным передачам снизилось с 78 до 41 процента.
— Удивило ли Вас что-либо в результатах опроса?
— Все информационное поле сегодня в России под контролем. Речь идет о манипуляции общественным мнением, поэтому здесь ничего неожиданного нет. Можно говорить о большей или меньшей интенсивности пропаганды, но структура самой подачи информации и оценки тех или иных персонажей очень жесткая. Поэтому выбор у массового зрителя очень невелик.