Аналитика

Без излишеств

Марина Красильникова, руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни «Левада-центра»:

Сегодня потребители все чаще отказываются от покупок или стараются их отложить, попридержать деньги — это связано с негативными прогнозами на будущее. Небольшой подъем потребительских настроений мы зафиксировали в начале осени, но он был связан с очередной волной девальвации рубля, да и сам по себе этот всплеск оказался незначительным — его почувствовал, пожалуй, лишь автомобильный рынок. Так что заметного роста в ближайшее время мы не ожидаем, хотя в декабре, если не случится никаких катаклизмов, будет небольшая коррекция. Все-таки перед праздниками люди традиционно покупают подарки, стараются себя чем-то порадовать и отказываться от этого не станут. Да и ситуация все же не совсем плоха.

А вот чего точно не стоит ждать, так это ажиотажа с покупками, как в прошлом году: тогда он был характерен, скорее, для высокодоходной группы населения, тогда как в других группах, стоящих ниже, уже стали экономить. В причинах того ажиотажа тоже еще предстоит разобраться — например, он совпал с появлением новых моделей бытовой техники, тех же телевизоров, так что здесь, скорее, наложилось сразу несколько факторов, и маркетинг сыграл не последнюю роль.

Что же касается будущего января, он однозначно будет непростым для торговых сетей: запланированные распродажи вряд ли привлекут столько покупателей, сколько они привлекали раньше. Тут можно однозначно констатировать: потребительский спрос перестал быть драйвером экономического роста страны.

Впрочем, это лишь фон, сама структура потребления у нас вряд ли изменится: так называемое демонстративное потребление остается. То есть чтобы подтвердить свой статус, людям, как и прежде, будет важно хорошо есть и приобретать дорогую одежду, возможно, лишь случится небольшое перераспределение трат от одежды к еде. Возьмите тот же праздничный новогодний стол: россиянам важно, чтобы все было «как у людей», ведь для бедного общества еда — показатель статуса.

Тут, кстати, тоже есть занятный феномен: еще совсем недавно, когда реальные доходы росли, было заметно перепотребление продуктов питания и одежды. Это связано с бедностью моделей выбора — люди просто не знали, во что еще вложить деньги. В результате сейчас мы просто отказываемся от каких-то излишеств — вот почему пока этот процесс идет безболезненно, легко. Если резюмировать, у нас вообще есть две основные беды: у большинства населения не хватает денег ни на что, кроме текущих расходов, а оставшаяся часть, наоборот, не знает, как сберечь то, что имеет. А вот положительная новость в том, что россияне действительно стали рациональнее: от покупки подарков отказываться не будут, зато станут тщательнее их выбирать, сравнивать варианты, искать выгодные предложения — всему этому мы, как выясняется, хорошо научились.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):