Публикации в прессе

Сила есть

Главными достижениями Владимира Путина россияне считают рост уровня жизни, укрепление международных позиций страны и реформу армии, а самой большой неудачей – борьбу с коррупцией, выяснил «Левада-центр». При этом число тех, кто отмечает «силовые» успехи президента, с 2004 г. заметно выросло, а количество респондентов, довольных уровнем жизни, сократилось в 2 раза (см. график).

Эти мнения сложились в 2014 г., когда произошла переоценка достижений Путина, поясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «Сейчас оценки стали умереннее, но они до сих пор выше, чем в 2012 г., когда был пик протестных настроений». Ответственность за проблемы с экономикой россияне возлагают на правительство и чиновников, а не на президента, говорит Гражданкин, потому что в 2014 г. «Путин выступил как богатырь, защищающий страну от врагов». Сейчас же граждан снова стали беспокоить экономические проблемы, к тому же впервые за долгое время произошло значимое снижение одобрения деятельности президента, напоминает социолог. Показательным он считает вопрос о том, чьи интересы выражает Путин: ответ «простых людей» выбрали лишь 14% опрошенных, а максимум (24%) был зафиксирован в 2007 г., когда экономическое положение страны и самих граждан улучшилось. «Президенту был выдан большой кредит доверия, этот показатель упал в 2013 г. и так и не восстановился, хотя по-прежнему играет важную роль», – резюмирует Гражданкин.

Россияне впадают в состояние депрессии, а это усталость и нежелание что-то делать, отсутствие надежд на изменения, говорит политолог Алексей Макаркин: «Люди в депрессии неактивны, они пытаются как-то решить свои проблемы, считают, что надо перетерпеть, и не хотят активного протеста». При этом у них сохраняется эффект осажденной крепости – «холодильнику» стали уделять больше внимания, но «телевизор» по-прежнему напоминает, что страна окружена врагами, подчеркивает эксперт: «К тому же у россиян невысокие запросы, они понимают, что стало хуже, вырастает критика, но есть и облегчение от того, что «у нас не как на Украине, у нас нет фашистов». Власть получает окно возможностей, чтобы проводить экономическую политику, но оно будет открыто не всегда и после депрессии может быть активный протест, считает Макаркин: «Все это мы проходили, когда в 1980-х люди считали, что уже ничего нельзя изменить, в коммунизм не верили, а академика Сахарова считали предателем. Власти участвовали в войне, планировали ускорение социально-экономического развития, но все неожиданно закончилось».

Оригинал

 

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):